Заикание у взрослых: причины и основные методы коррекции

Лечение

Навсегда избавится от дефекта можно только в детском возрасте. У взрослых процесс будет длительным, трудным и не гарантировать долговременного результата. Здесь сказывается сила привычки, ведь мозг настроен на постоянное заикание.

К терапии нужно подходить комплексно. Только занятия с психологом или логопедом улучшат речь, но не помогут вылечить недуг. Для лечения необходимо обратиться еще и к невропатологу, остеопату и физиотерапевту.

Этапы коррекции заикания:

  • Установление причины и полное обследование.
  • Коррекционно-педагогическая работа – должна включать в себя артикуляционную гимнастику, логопедические упражнения и психологическое воздействие.
  • Оздоровление организма в целом.
  • Реабилитация и закрепление результата лечения.

Процесс восстановления ритмики речи длителен и требует регулярных занятий. Родитель должен поддерживать ребенка, говорить ласково и медленно. Необходимо ограждать ребенка от стрессовых ситуаций и условий, которые привели к заиканию. Повторение нервного напряжение может привести к рецидиву.

История заболевания

Заикание имеет несколько родственных названий. Его можно встретить в рамках таких понятий, как логоневроз и лалоневроз, логоклония, бальбуцио, а также баттаризм по имени царя Батта, тоже страдавшего от данного дефекта.

На планете логоневроз наблюдается у 1% взрослого населения и 3% детей. Обычно заболевание манифестирует в детском возрасте, в период от 2 до 5 лет, когда начинает формироваться речь. Находясь, так сказать, в сыром, недозревшем виде, она является довольно уязвимой и при любом сбое в работе нервной системы подвергается искажению.

Расстройство известно с древности. Такой дефект имел пророк Моисей, фараоны Египта. Одним из самых известных личностей с логоклонией был Демосфен, ставший, тем не менее, знаменитым оратором Древней Греции. Его история интересна тем, как он пытался справиться со своим недостатком, какие своеобразные техники философ применял для этого. Самая популярная – произнесение фраз с камнями во рту. Наряду с этим, Демосфен также прибегал к чтению на фоне шума морских волн, проговаривал слова мысленно, в уме. Еще один нестандартный метод борьбы с заболеванием, который применял Демосфен, заключался в прослушивании тишины, сидя в пещере. Выдуманные философом способы ликвидации заикания оказались действительно действенными, поскольку превратили его в выдающегося оратора.

С древности и вплоть до 20 века расстройство обрастало тенью загадочности. Врачи различных специальностей пытались разгадать его секрет, но все оказывалось безрезультатным. Заиканию приписывали статус таинственного недуга, считали его результатом поражения органов речи. Пытались бороться с ним с помощью трав, заклинаний, рукоприкладством и даже кровавыми операциями в ротовой полости, но видимых улучшений это не приносило.

В конце 19 века произошел революционный переворот в понимании природы логоневроза. Осуществил его русский психиатр Сикорский И.А. Ему принадлежит идея, что логоклония зарождается в детстве в момент формирования речевой активности. Способствуют его возникновению патологии нервной системы и наследственные факторы. Сикорский связал понятие заикания с неврозом.

Неоценимый вклад в развитие теории расстройства внес Тартаковский И.И. Ему принадлежит идея лечения заболевания. В частности, он доказал эффективность воздействия индивидуальной и групповой психотерапии в терапии недуга.

Отдельная отрасль – логопедия сформировалась уже в 20 веке, она и по сей день занимается проблемами речевой активности.

Виды раннего детского аутизма

Можно выделить четыре вида расстройства:

  1. Полное игнорирование происходящего.
  2. Избирательность контактов.
  3. Одержимость собственными интересами.
  4. Трудности взаимодействия.

Первая группа детей предполагает ограничение взаимодействия даже с близкими людьми. От них очень сложно получить улыбку или другую эмоцию. Они не любят прикосновений и избегают смотреть в глаза, настолько избегают общения с окружающим миром, что не реагируют на боль, холод, голод. Речью практически не пользуются, скудны в проявлении эмоций.

Представители данной категории могут быть очень подвижны. Много бегают, кувыркаются, обследуют самые потаенные места. Могут долго смотреть в окно на проплывающие облака, движение машин, мелькание огней. К взрослым обращаются крайне редко, чтобы удовлетворить свои потребности: просят покружить или подбросить, кладут их руку на интересующий объект. Несмотря на свою отрешенность, способны различать «своих» и «чужих».

Вторая группа – более легкая степень расстройства, характеризующаяся выборочностью в контактах с окружающим миром. В основном такие дети предпочитают общаться с близкими людьми, и даже привязаны к ним. Однако эта привязанность необходима им для поддержания постоянства, к которому они так стремятся.

Они создают себе привычные, неизменные формы существования и придерживаются их постоянно. Нарушение их привычного уклада жизни: особенностей питания, одежды, интерьера, маршрута прогулок, вызывает вспышки гнева. Нередко они проявляются в виде аутоагрессии или самотравмирования: дети кусают, щипают себя, наносят другие телесные повреждения.  Малыши с подозрением относятся ко всему новому, не терпят сюрпризов. Все должно идти по известному сценарию.

В привычных для них условиях они способны адаптироваться и чувствовать себя спокойно. Могут осваивать новые навыки, проявляя достаточные способности: красиво рисуют, лепят, впоследствии обладают каллиграфическим почерком.

Для таких детей характерна фразовая, отрывистая речь. У них в большей степени проявляется стереотипность движений. Коррекционная работа позволяет малышам неплохо адаптироваться к существованию в обществе и достичь успехов в психоречевом развитии.

Третья группа отличается поглощенностью своими интересами, которые порой носят агрессивный, своеобразный характер. Они могут быт ь связаны с пережитым пугающим событием. Благодаря таким увлечениям крохи получают контроль над своим страхом.

Детей этой группы характеризует четкое следование своей программе поведения. Отклонение от нее грозит эмоциональными всплесками, истериками.

Представители данной группы способны к целенаправленным действиям, но только в том случае, когда они уверены в положительном исходе. Неопределенность результата нарушает их деятельность. Таких ребят отличают высокоразвитый интеллект и речь.

Малыши четвертой группы также зависят от постоянства своего окружения. Они чрезвычайно ранимы, тревожны, уязвимы. Любая преграда способна остановить их. Опасаясь быть отвергнутыми взрослыми и лишиться их опеки, они стараются быть сверхпослушными. Близкие люди чрезвычайно значимы для ребенка – через них он выстраивает отношения с окружающим миром, нуждается в их поддержке, одобрении, эмоциональном контакте.

Для таких деток характерна двигательная неловкость. Их движения плохо координированы. Они с трудом осваивают элементарные навыки. Психоинтеллектуальное развитие не отличается особой одаренностью. Речь нечеткая с бедным словарным запасом. Представления о мире недостаточны. Интеллектуальное развитие может протекать с задержкой.

Но следует отметить, что аутист именно этой группы будет стремиться отойти от стереотипов и начать спонтанный диалог со своим окружением.

Дети с РДА характеризуются отстраненностью от окружающих, замкнутостью и скудностью, однотипностью эмоций

Следует понимать, что человек с синдромом раннего детского аутизма чрезвычайно чувствителен и раним, поэтому требует внимательного и осторожного обращения с ним

Автор статьи

Файнштейн Татьяна Александровна

Психиатр, Детский психоневролог, Детскоподростковый психиатр, Детский психиатр.

Врачебный стаж: 12 лет

Записаться на прием

Как избавиться от заикания

Врачи рекомендуют при заикании:

Медикаментозное лечение – лечение препаратами, в основном транквилизаторами, подробнее . Думаю, 99% заикающихся пробовали какие либо препараты, в надежде на заветное исцеления. По опыту могу сказать, что на самых ранних стадиях, как только ребенок начинает заикаться, препараты действительно имеют не плохой шанс убрать заикание в момент его развития. К сожалению, если момент упущен, а это максимум 2-3 месяца после первых признаков заикания, медикаменты, в частности фенибут, глицин и другие, уже не обеспечивают положительный эффект.

Избавление от заикания при помощи логопедии по моему опыту — самая действенная вещь! 100% людей, которые справились с заиканием уже в старшем возрасте (в нашем случае это старше 10-12 лет), сделали это при помощи логопедии (на момент написания статья их более 90 человек). Но не той логопедии, которую преподают в учебных заведениях, а специальную, направленную на масштабное усиление групп мышц, которые блокируются заиканием во время речи. Об этом методе я подробно расскажу ниже.

Психологическая помощь – психологическая поддержка конечно важна, но от заикания не лечит. Даже если вы сидите один и совершенно спокойны, то все равно будете заикаться, хоть и меньше.А некоторые психологи учат жить с заиканием, а не бороться с ним. Не поддавайтесь, с заиканием обязательно нужно бороться! Заикание просто зачеркивает жизнь, стремления и желания разбиваются об эту стену. В современном мире речь это огромная составляющая успеха, заикающегося не возьмут никогда на руководящую должность, я это испытал на себе. Добиться высокооплачиваемой, престижной работы для заикающегося практически не реально.

Виды заикания у детей

В детстве могут проявляться 2 разновидности патологии:

  • невротическое заикание (логоневроз);
  • неврозоподобное заикание у детей.

Причины и лечение, диагностика и профилактика — всем этим в обоих случаях занимается врач-логопед. При первом варианте заикание часто возникает в результате легких остаточных явлений поражения головного мозга. Оно может появиться после психической травмы, которая произошла неожиданно (испуг, внезапная перемена места жительства, отлучение от родителей) или которая была длительное время (нарушения правил воспитания ребенка, постоянные ссоры в семье). Логоневроз часто сочетается с насильственными движениями. Он проявляется непостоянно. Обычно ему сопутствуют и другие невротические нарушения (фобии, энурез, расстройства сна, раздражительность). Для развития неврозоподобного заикания требуется некоторое время. Обычно оно является следствием органического поражения ЦНС и никак не связано с психическими травмами. Такое нарушение характеризуется судорожностью речи, часто сопровождается с тикообразными насильственными сокращениями различных частей тела. При неврозоподобном заикании нарушение речи проявляется всегда. Такие дети во время выступлений или общения, как правило, не испытывают страха.

По характеру течения расстройство делится на 3 вида:

  1. волнообразное — заикание, которое в разные периоды жизни может усиливаться или ослабляться, но никогда полностью не исчезает;
  2. рецидивирующее — заикание, которое чередуется с речевым благополучием;
  3. постоянное — заикание со сравнительно постоянным характером течения.

Диагностические критерии

Описанные выше симптомы присущи для большинства расстройств аутистического спектра. Диагностировать именно синдром Аспергера помогают различные методики, используемые специалистами во всем мире. Основные критерии представлены в таблице:

№ п/п

Название методики

Основные критерии

Примечание

1.

DSM-IV (Справочник по диагностике и статистике психических расстройств)

  1. Социальная дисфункция:
  • нарушения невербального поведения (взгляд, выражение лица, позы тела и жесты);
  • неспособность выстраивать отношения со сверстниками (исходя из возрастной категории);
  • отсутствие желания делиться с окружающими ощущением радости, интересами, достижениями и т.д.;
  • нет эмоциональной взаимности.
  1. Стереотипное поведение (ограниченное и повторяющееся).
  2. Не наблюдается задержка речи (клинически значимая).
  3. Не наблюдается отставание в умственном развитии (согласно возрасту).
  4. Нельзя соотнести по критериям с иными расстройствами психики.

Для диагностирования необходимо наличием как минимум двух симптомов (устойчивых во времени)

2.

МКБ-10

Нарушения, касающиеся социального взаимодействия.

Стереотипность в поведении, интересах, действии.

Может наблюдаться нарушение моторного развития, но не всегда.

Развитие ребенка до 3-х лет соответствует норме (произнесение одиночных фраз до 2-х лет, наличие коммуникативных фраз и навыков самообслуживания до 3-х лет и т.д.). Наличие клинических расстройств речи позволяет исключить диагноз.

3.

Диагностика Гиллберга

(С. Gillberg, 1989, 1991)

Как минимум два симптома социальной дисфункции:

  • отсутствие способности выстраивать отношения с ровесниками;
  • отсутствие желания иметь взаимоотношения с детьми своего возраста;
  • непонимание намеков;
  • поведение, неприемлемое с социальной и эмоциональной точки зрения.

Ограниченность интереса (должен присутствовать как минимум один симптом):

  • нежелание заниматься другой деятельностью;
  • так называемое залипание (регулярное его повторение);
  • преобладает механическое запоминание, логическое в меньшей степени.

Стремление жить по распорядку:

  • полное подчинение своей жизни распорядку;
  • требование, чтобы окружающие следовали установленному распорядку.

Проблемы, связанные с речью (минимум 3 из 5):

  • задержка речевого развития;
  • присутствует экспрессивная речь (внешне правильная);
  • педантичная речь с оттенком формальности;
  • присутствуют необычные характеристики голоса, неправильная постановка ударения и т.д.;
  • неправильное понимание некоторых слов, неверное интерпретирование.

Сложности, связанные с невербальной коммуникацией:

  • жесты используются в ограниченном количестве;
  • движения весьма неуклюжи, «язык тела» неловкий»
  • выражение лица изменяется крайне редко;
  • выражение лица не соответствует обстановке;
  • взгляд фиксированный, окружающим кажется странным.

Моторная неуклюжесть.

Для постановки диагноза необходимо выявить один или несколько проявлений из каждой группы симптомов.

4.

Диагностика Сзатмари (Szatmary, 1989)

Стремление к одиночеству:

  • нет друзей;
  • избегание контакта с другими людьми;
  • нежелание заводить дружеские отношения;
  • человек-одиночка.

Ограниченное взаимодействие с социумом:

  • к окружающим обращается только для удовлетворения собственных нужд;
  • социальное обращение неуверенное;
  • непонимание чувств других людей;
  • полная отрешенность от переживаний окружающих.

Расстройство невербальной коммуникации:

  • эмоции редко проявляются в мимике;
  • непонимание эмоций других людей исходя из их выражения лица;
  • отсутствие способности передавать информацию взглядом;
  • не жестикулирует;
  • не смотрит на окружающих людей;
  • при разговоре подходит слишком близко к собеседнику.

Трудности с речью:

  • слишком много говорит;
  • слишком мало говорит;
  • сбой в интонации;
  • не умеет включаться в разговор других людей;

Для постановки диагноза необходимо выявить один или несколько проявлений из каждой группы симптомов.

Диагностировать синдром Аспергера достаточно сложно, для этого врач-психиатр или психотерапевт должен обладать определенным опытом и знаниями.

Для постановки диагноза необходимо внимательно изучить историю жизни пациента, проанализировать его поведение, провести беседу с родственниками и близкими людьми. Подавляющая часть симптомов подходит под описание черт характера интроверта, поэтому специалисты используют особые медицинские тесты, позволяющие выявить или исключить неврологические нарушения.

Методы коррекции

Заикание, как и другие заболевания, легче поддается исправлению на ранних стадиях. В некоторых случаях избавиться от этого нарушения речи удается всего за несколько недель. Но чаще всего это требует намного больше времени.

Как уже упоминалось выше, начинать лечение нужно с визита к невропатологу. Врач проведет обследование, целью которого будет обнаружение причин речевой дисфункции. Если заикание обусловлено сбоем в работе центральной или периферической нервной системы, то пациенту будет назначено адекватное медикаментозное лечение. Кроме того, лечением заикания будут заниматься такие специалисты:

рефлексотерапевт

Для устранения заикания важно избавиться от мышечных зажимов, локализующихся в области плечевого пояса, шеи и живота;
психотерапевт. Современные психотерапевтические методики помогут выявить психологические причины проблемы и устранить их

В результате можно не только нормализовать речь, но и полностью изменить свою жизнь к лучшему. Стать более уверенным в собственных силах, научиться выходить из сложных жизненных ситуаций, наладить отношения с окружающими людьми и т.д.;
логопед. Специальные логопедические упражнения позволят выработать правильное речевое дыхание, научиться произносить звуки, контролировать скорость речи и ее темп.

Комплексное лечение и постоянная работа над собой позволит добиться устойчивого результата в максимально короткие сроки.

Следует помнить, что разовый поход к логопеду не поможет. Не стоит также рассчитывать на то, что врач даст «чудо-пилюльку» и заикание исчезнет. Это нарушение речи пройдет только в том случае, если заикающийся будет неукоснительно выполнять рекомендации всех специалистов на протяжении всего курса лечения.

Симптомы

Фото: detki-pogodki.ru

Существуют две клинические формы заикания: невротическая и неврозоподобная. У каждой из этих форм есть свой механизм образования недуга и свои симптомы проявления.

Так, например, существуют дети, склонные к развитию невротической формы заикания.

В этом случае родители замечают, что их дети становятся робкими, тревожными, обидчивыми, раздражительными, плаксивыми. У таких малышей резко меняется настроение, чаще в сторону понижения (без видимых на то причин). Нарушается сон, дети плохо засыпают, боятся спать с выключенным светом.

Психическое, физическое и умственное развитие детей не нарушается, соответствует возрасту. Однако становление речи происходит несколько ранее, чем у остальных детей. К 10 месяцам жизни появляются первые слова, к 16-18 месяцам произносятся первые фразы. Через 2-3 месяца после становления фразовой речи появляются первые сложные предложения и речевые конструкции.

В случае развития заикания, которое, как правило, возникает в возрасте от 2 до 6 лет, ребенок может разговаривать без запинок (светлый промежуток), затем появляются периоды заикания. Это возникает вследствие какой-либо психической травмы, которая может спровоцировать мутизм (ребенок перестает отвечать на вопросы, разговаривать), после которого появляются заминки в речи.

Еще одна причина, которая способствует развитию невротической формы заикания, это раннее введение второго языка общения. Некоторые дети в силу индивидуальных особенностей не всегда успевают к должному возрасту овладеть родным языком, тогда раннее введение второго языка будет являться стрессом для ребенка.

Данная форма заикания хорошо поддается лечению, если родители своевременно обращают внимание на симптомы и обращаются за помощью к врачу. Но возможен переход заболевания в хроническую форму

В этом случае дети, понимая свой недуг, начинают замыкаться в себе, неохотно вступают в разговоры, поскольку не желают произвести неблагоприятное впечатление на окружающих. Развивается логофобия- навязчивый страх перед речью, связанный с заиканием.

У взрослых также имеется логофобия. Такие люди чувствуют себя социально неполноценными, выбирают профессии с минимальным общением, склоны к одиночеству, так как имеющийся недуг вызывает страх перед общением с другими людьми.

Для детей, склонных к неврозоподобной форме заикания, характерно отставание от сверстников в физическом развитии. У таких детей появляется нарушение координации движений, возникает задержка развития речи (позже начинают говорить, словарный запас накапливается медленно, поздно формируется фразовая речь, построение сложных предложений дается с трудом).

Такие дети легко раздражимы, плаксивы, плохо переносят духоту и жару, у них нарушается сон.

Заикание неврозоподобной формы проявляется в возрасте 3-4 лет. Изначально дети разговаривают с запинками, которые постепенно нарастают (становятся чаще и длиннее), а «светлый промежуток» (когда ребенок разговаривает без запинок) укорачивается. Затем в речи ребенка появляются лишние слова и фразы, которые не несут смысловую нагрузку. Изменяется темп речи: он становится либо ускоренным, либо замедленным . Помимо этого, могут возникнуть судороги мимической мускулатуры лица или рук.

Так как неврозоподобная форма заикания связана с органическим поражением головного мозга, к имеющимся симптомам присоединяются такие симптомы, как снижение памяти и работоспособности, повышенная утомляемость, гиперактивность, головные боли.

У взрослых хроническая форма неврозоподобного заикания сопровождается судорогами во всех отделах речевого аппарата. Речь такого человека часто сопровождается кивательными движениями головы, однообразными движениями пальцев рук, покачиванием туловища из стороны в сторону. Общение с другими людьми утомительно воздействует на человека, из-за этого он не в состоянии долго поддерживать беседу, часто отвечает односложно.

Кроме этого, часто наблюдается снижение памяти, внимания, повышенная утомляемость и снижение работоспособности.

Чем неврозы отличаются от психозов?

Психоз приводит к значительным изменениям сознания. Если при неврозе человек осознает, что с ним происходит что-то неладное, то при психозе он перестает понимать, что болен. Примеры психопатических расстройств – истерия, психастения.

Есть различия и в причинах этих расстройств. Неврозы всегда происходят как реакция, пусть даже неадекватная, на внешние факторы. Психозы могут развиваться по исключительно внутренним причинам, главным образом, из-за нарушений эндокринной системы. Такой сценарий характерен для женщин. Врачи тибетской медицины хорошо знают о тесной связи нервной и эндокринной систем в женском организме.

Психозы труднее поддаются лечению, чем невротические расстройства. Но фатальности в них все же нет. Все зависит от умения врача найти индивидуальный подход и разработать правильную схему рефлексо-, физио- и фитотерапии.

Различие между неврозами и психозами состоит еще и в том, что в первом случае, как правило, наблюдается подавленность, уныние, заниженная самооценка, комплекс вины. Психозы, напротив, проявляются расторможенностью, агрессией, склонностью к жестокости.

Врачи говорят, что при неврозах пациент стремится к лечению, ищет помощи, а при психозах агрессивно избегает лечения. Такие состояния в тибетской медицине называются «изменением привычного» и означают глубокий дисбаланс системы Ветер, что требует максимально серьезного лечения.

Симптомы логоневроза

Заикание выражается в нарушении темпа речи и дыхания, вызванном спазмами органов речевого аппарата. Спазмы мышц гортани являются голосовыми, спазмы языка и губ – артикуляционными. При дыхательных спазмах дыхание прерывается, возникает ощущение нехватки воздуха. Заикание может появляться внезапно и усиливаться, например, при сильном волнении. Речь заикающегося характеризуется вынужденными остановками, невольным повторением отдельных слогов и звуков.

В соответствии с типом судорог различают три типа логоневроза:

  1. тонический — непроизвольные паузы в речи и длительная невозможность преодолеть напряжение
  2. клонический – большинство врачей описывают это тип как «навязчивое повторение отдельных слогов или звуков, особенно в начале слова», по моему же опыту это скорее желание сказать все слово целиком, без запинок. В определенный момент возникает спазм и дальше говорить нет возможности и я начинал фразу снова и снова, почему? Все заики крайне стесняются своего заикания и подсознательно выбирают поведение, чтобы меньше походить на заику. Я много раз ловил себя на этом, ну не мог я стоять с кривым лицом, дрожащей челюстью и выдавливать из себя слово, гораздо проще повторять слово, с 5-10 раза получалось.
  3. смешанный — сочетание обоих типов.

Логоневроз, как заболевание неврогенной природы, имеет 3 группы симптомов:

  • основные симптомы логоневроза – это всем хорошо известные и описанные выше признаки заикания;
  • общие неврологические симптомы (эмоциональное напряжение, чувство неполноценности, тревожность, страхи, снижение аппетита, бессонница, избыточная потливость);
  • сопутствующие невротические симптомы (мышечное напряжение, лицевые тики, дыхательные судороги).

Нервный тик

Так называют непроизвольные резкие сокращения мышц, подергивание определенной части лица или конечности. Чаще всего независимо от воли человека может дергаться глаз, брови, губы, но бывает, что так себя ведет нога или рука.

За автоматизацию движений человека отвечает экстрапирамидная система головного мозга. Ее перевозбуждение, излишняя активность и способствует возникновению тика. Причиной такого явления, кроме прочего, может стать кратковременное потрясение и постоянные психологические проблемы.

Психологические факторы тика на нервной почве следующая:

  • перевозбуждение;
  • перенапряжение;
  • раздражение;
  • хронический или острый стресс.

Почему чаще всего дергается глаз? Правый символизирует мужское начало и отвечает за видение мира, а левый – женское и его ответственность самовосприятие. Тик – ответная реакция на нежелание видеть объект или субъект. То есть, человеку неприятно и даже больно видеть и воспринимать определенную визуальную информацию.

Та же Лиз Бурбо утверждает: нервный тик – свидетельство многолетнего сдерживания и того, что человек может в любой момент сорваться. Накопившееся напряжение так ищет выход.  Это не только подавление агрессии и гнева. Индивид может годами держать в себе страх или тревогу, боязнь опозорится и потерять свою значимость.

Большое значение в поиске причин имеет метафизическое значение области, где возник тик. Так, появление его на лице указывает на страх его потерять, то есть  репутацию, уважение в обществе. 

Еще один знаменитый психолог, основатель движения самопомощи Луиза Хей говорит, что глаз дергается потому, что человек неуверен в себе, имеет параноидальные наклонности: ему кажется, что за ним постоянно кто-то наблюдает.

По мнению еще одного знаменитого специалиста, Валерия Синельникова  –  терапевта, психолога, психотерапевта, чаще всего тик на нервной почве поражает детей. И главные виновники такой патологии – опять же родители, у которых отсутствует безусловная любовь к своему чаду. У них нет особого желания заботиться о нем, но чувство долга заставляет это делать.

Такие мамы и папы сокрушаются по поводу негативных обстоятельств, которые, по их мнению, возникли с появлением малыша: моральных, материальных и других проблем. Они затаили обиду на ребенка из-за того, что он мешает им реализовываться в полной мере. Отсюда вытекают претензии и ненависть и к чаду, и друг к другу, постоянные конфликты.

Следует понимать: здоровье детей полностью зависит от эмоций и мыслей родителей.

Страдающему нервным тиком человеку нужно осознать причины своего страха и с помощью психолога вывести негатив из подсознания в сознание. Если это получится сделать, то физические симптомы – подергивание, постепенно сойдет на нет. Есть отличная установка на исцеление: « Я принят жизнью, опасности нет, все будет хорошо».

Причины

Мы перечислим самые распространённые причины появления заикания у детей возрастом от 3 до 5 лет. Данная патология может возникать по целому ряду причин, быть врожденной или приобретенной.

К врожденным факторам развития дефекта относят:

  1. Разного рода патологии при беременности и вынашивании плода (кислородное голодание, инфекционные процессы и др.).
  2. Проблемы во время родового периода (травмы, ранние роды и др.).
  3. Генетическую предрасположенность по одной из линий родства.
  4. Индивидуальные особенности личности, особенности нервной системы  (преобладания процессов возбудимости, гипертревожность).

Приобретенное заикание провоцируется:

  • Шоковая травма. Смерть одного из родителей или значимого близкого. Хронический стресс.
  • Психологическая травма. Физическое или психологическое насилие. Буллинг. Унижение со стороны сверстников или в семье.
  • Физиологическими процессами. Особенности развития полушарий головного мозга ребенка, данная причина может быть исключительно возрастной особенностью и решиться сама собой в ходе взросления ребенка.
  • Перенесенные заболевания. Одной из причин нарушения  речи также может стать с перенесенные инфекционные заболевания (менингит, энцефалопатия и т.д.). Сезонные заболевания ОРВИ, грипп и другие заболевания верхних дыхательных путей.  Речь также может нарушиться по причине разного рода травм, ушибов, сотрясений вследствие падения или аварий. Диагностированный сахарный диабет, также может стать причиной возникновения заикания у детей.
  • Ложное заикание. Такого рода заикания может стать наследование данного симптома от одного из близких. При этом истинных патологий у ребенка может не быть. Данный вид заикания особенно характерен для маленьких детей которые находятся в возрасте научения речи через копирования.
  • Попытки переучить ребенка леворукости. Попытки насильно обучать леворукого ребенка писать правой рукой могут вызвать сильные нарушения в речи ребенка. Дети пишущие левой рукой  достаточно ранимы и ранимы.
  • Тревожная обстановка дома. Созерцание конфликтных ситуаций между членами семьи, может негативно сказаться на нервной системе ребенка, как следствие вызвать нарушение речи в форме заикания.
  • Авторитарное воспитание. Нарушение личных границ ребенка, физические наказания и запугивание ребенка часто вызывают логоневроз.
  • Умственное переутомление. Задачи сверх сил ребенка, без учета возрастных возможностей ребенка, как физических так и психических.  Преобладание учебной деятельности над игровой. Переизбыток кружков секций, отсутствие времени и свободного пространства для самоорганизованной ребенком деятельности.
  • ·Нарушение режима сна, недосып.

Среди  причин заикание есть ещё ряд психосоматических факторов  вызывающих заикание: 

  • · Истерический тип: резкая смена условий в социальной ситуации (например в семье все разрешали делать все что захочет, а пойдя в детский сад, ребенок столкнулся с запретами, ограничениями и правилами);
  • Неврастенический тип: унижение личности и особенностей ребенка, отсутствие похвалы, сравнивание с другими детьми;
  • Психастенический тип: гиперопека родителей, обесценивание и отсутствие веры в ребенка, что он справиться и у него получиться, могут также привести к нежеланию говорить и сильным  нарушениям в речи ребенка.

Преимущества лечения логоневроза в нашей клинике

  • «Тибет» – клиническая база ФГАОУ ВО Первый МГМУ
    имени И. М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский университет)
    .
  • Лечение  в «Тибете» проводят более 30 врачей с высшим медицинским образованием, в совершенстве владеющих методами восточной медицины. Наши специалисты
  • Клиника «Тибет» работает 10 лет. За это время более 5 500 пациентов прошли у нас успешное лечение.
  • Эффективность наших методик подтверждается фактами. Позитивные результаты при лечении логоневроза достигаются в 95-98% случаев.
  • В «Тибете» действует уникальная система контроля качества лечения.
  • Клиника «Тибет» — лауреат престижной европейской премии «Aurora Beauty&Health», победитель в номинации «Лучшая клиника восточной медицины».
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector