Психосоматические причины заикания, нервного тика и шизофрении

Basic course

With the help of express course, students are able to significantly improve their speech when communicating with someone. This is confirmed by many years of experience. Some of them, after only 5 days of training, felt that they practically got rid of this problem, since the speech process itself became something very simple and ordinary for them. And further improvement of speech and a decrease of fears is a matter of independent, but pleasant practice, during which: — you are not afraid of mistakes in the form of speech stupors and repetitions, but you look at them with interest and skillfully cope with them — you know exactly in which direction you should work in order to think only about the subject of speech in the process of communication with so — during the course you will realize on a sensual (!) level that your speech depends only on yourself, and you would have already experienced in practice the benefits of the problem areas being worked out by the Breakthrough system — when you feel that you no longer need to try to squeeze out sounds forcefully, to help yourself with facial muscles, long stops, uncomfortable sharp acceleration and strange slowing down of speech … All this becomes unnecessary when we open you solutions for the complete rehabilitation of speech and control comprehensibility of educational material «from A to Z».

First of all, you need to look at the nature and frequency of your speech stupors and clamps, as well as the masking which has developed over the years.  This happens during diagnostics.  Few people need only 5 intensive sessions for further maximally successful independent practice.  For the most, the Basic Course is a good start on the way to solving their problem.

Причины возникновения и симптомы логоневроза

Причины расстройства системы Ветер – стрессы, психические травмы, потрясения, негативные эмоции, длительный плач, рыдания, психические перегрузки, умственное переутомление, беспорядочное питание, употребление сухой, грубой, низкокалорийной пищи, недоедание, недосыпание.

Эти факторы способствуют развитию неврастении и неврозов, в том числе логоневроза. Нарушение ритма и темпа речи часто происходит на фоне невроза тревоги и страха, фобий. Расстройство системы Ветер проявляется не только нервными, но также физическими симптомами – энурезом, диареей или запором, потерей аппетита, тошнотой, потливостью, одышкой, напряженным дыханием, ощущением холода в теле, нехваткой воздуха, слабостью, рвотой.

Одно из частых проявлений расстройства системы Ветер – мышечные спазмы и непроизвольные сокращения мышц. Поэтому логоневрозу обычно сопутствуют нервные тики (непроизвольное моргание, гримасничанье), судороги дыхательных путей и мышц речевого аппарата. Возможны головные боли напряжения.

Формы заикания у детей

Существует несколько классификаций, которые учитывают различные аспекты расстройств речи.

В зависимости от характера нарушения речи выделяют следующие виды заикания:

  • тоническая форма заключается в растягивании звука, ребенок может делать паузы. Ему трудно начать слово или предложение, лицо и шея напрягаются;
  • клоническая форма характеризуется повтором слогов, слов, который возникает перед произношением сложных звуков;
  • смешанная форма сопровождается и повторами, и паузами.

Клинические формы заикания в зависимости от выраженности судорог:

  1. Легкая форма — детки заикаются лишь в возбужденном состоянии и при стремлении быстро высказываться, в спонтанной речи. Нарушение легко поддается коррекции;
  2. Средняя — в спокойном состоянии малыши говорят легко и редко заикаются. При эмоционально-стрессовом состоянии, в монологической и диалогической речи появляется заметные запинки;
  3. Тяжелая форма — маленькие пациенты заикаются постоянно, появляются непроизвольные движения различных частей тела и психопатические реакции. Запинки случаются во всех видах речи. В самых сложных случаях коммуникация становится практически невозможной.

Типы заикания с учетом причины: невротическое и неврозоподобное. Их отличительные характеристики отражены в таблице заикания:

Невротическое заикание

Неврозоподобное заикание

Активность речи

Значительно снижена

Чаще повышена

Тип судорог

Чаще дыхательные и голосовых связок

Чаще артикуляционные спазмы

Темп речи

Любой

Тахилалия

Звукопроизношение

Обычная

Часто дислалия, редко дизартрия

Выразительность речи

Разная

Обычно невыразительная, монотонная

Моторика

В целом обычная

Неуклюжесть, непонятный почерк, вялая мимика, скованность и однообразные движения

Раздувание крыльев при разговоре

Типичен

Непостоянен

Сопутствующие движения

Часто встречаются, их характер различный

Очень часто встречаются и однообразны

Фиксация на проблемных звуках

Выражена

Меньше, чем при невротическом типе

Течение заикания

Волнообразное, на выраженность симптомов влияет тяжесть стресса

Практически постоянное, с ухудшением при утомлении, речевой активности

Дислексия, дисграфия, дискалькулия

Редко встречаются

Встречаются часто

Мотивация при коррекции

Обычно высокая, порой чрезмерная

Резко снижена

Кроме того, для неврозоподобного заикания характерны психические нарушения, изменения в рентгенограмме черепа, электроэнцефалограмме.

Следующая клиническая классификация заикания учитывает характер течения болезни:

  • волнообразный — болезнь усиливается и ослабевает в различных ситуациях, но полностью никогда не исчезает;
  • постоянный — клинические признаки присутствуют постоянно;
  • рецидивирующий тип — болезнь возникает повторно после исчезновения.

Мальчиков больше

Сирень Бабаева, «АиФ-Тюмень»: Надежда Дмитриевна, может ли заикание возникнуть у взрослого или это все же детская проблема, а запинки в речи у взрослых — не долеченный в детстве дефект?

Надежда Семенова: У взрослых заикание возникает редко, в основном в детстве. Но здесь есть такой психологический момент: порой заикание, которое было с детства, во взрослом возрасте человеку становится необходимым, становится его частью. И если человек тревожный, не любит выступать на публике, то он может «прикрываться» своим речевым дефектом, пользоваться им, ему становится удобно заикаться. Также в конфликтной ситуации часто заикание играет на руку. Человек начинает заикаться, и вторая сторона конфликта часто уходит от спора, потому что очень сложно ругаться с заикающимся человеком.

— Есть какие-то определенные части речи, которые заикающемуся человеку сложнее всего выговорить?

Статья по теме

Спасительный крик. Какое «оружие» ребенка самое главное?

— Нет, это не зависит от того, существительное это или прилагательное. Дело в наборе звуков в слове, в зависимости от того, где формируются судороги — в губах, гортани, на языке, те звуки человеку и сложнее выговорить. Например, при «б» — судорога в губах, при «к» — в корне языка. Бывает, что судороги случаются одновременно и в языке, и в гортани, это говорит опять же о тяжести заболевания и прежде всего о сложности коррекционной работы. Чем легче дефект, чем проще его лечить.

— А бывает, что человек заикается и на согласных, и на гласных?

— Судороги речевого аппарата при заикании бывают тонические и клонические. Тонические, когда ребенок тянет звуки, и здесь участвует гортань. Бывает смешанная форма, когда и тонические, и клонические, в этом случае запинки возникают и на согласных, и на гласных.

— Заикающихся людей становится больше, или, наоборот, этот дефект речи встречается все реже?

— Не скажу, что становится больше. Так, среди детей с речевой патологией заикающихся детей около 2%. Однако мальчиков больше. Они от природы более подверженные различным заболеваниям.  Девочки же более крепкие. В женщине природой заложена биологическая агрессивность, которая дает силы ей выживать, переносить все невзгоды, потому что она по природе мать, ей нужно выносить, родить, вырастить и защитить своего ребенка.

Способы лечения

В современной логопедии, дефектологии и психиатрии при лечении заикания используют методы, разработанные в прошлом веке советскими специалистами.

Существует несколько методик, однако они не имеют кардинальных различий. При работе с детьми обычно используется набор педагогических и логопедических приемов

Но при лечении взрослых большее внимание уделяется психологической составляющей проблемы с применением психотерапевтических и медикаментозных способов

Традиционные методики коррекции заикания обычно состоят из нескольких этапов, каждый из которых требует тщательной работы над предыдущим:

  1. Подготовка. На протяжении 2 или 3 дней пациент проходит диагностику. Его осматривают врачи различных специализаций, а также логопед.
  2. Установка. После того как состояние пациента будет оценено, ему предлагаются речевые занятия. На этом этапе часто используют групповую терапию. На собрание приглашаются заикающиеся люди, имеющие успехи в борьбе со своим недугом. Они делятся своим опытом, давая стимул для работы над собой другим заикам.
  3. Молчание. Ограничение речевого общения является важным этапом при коррекции всех видов заикания. Пациент не должен разговаривать около 5 дней, после чего наступает период умеренного речевого покоя. На этом этапе заика учится приемам отраженной и сопряженной речи, активно занимается артикуляционной гимнастикой, выполняет упражнения по постановке речевого дыхания.
  4. Перестройка речевых навыков. Это самый длинный этап, он может длиться около четырех недель. Можно сказать, что за это время человек должен буквально научиться говорить заново. Ему предстоит готовить беседы на предложенные темы, пересказывать тексты, работать над диалогами и т.д.
  5. Закрепление результатов. Приобретенные навыки необходимо довести до автоматизма.

Достаточно часто лечение завершается неким собранием или тематическим вечером. Все пациенты должны подготовить выступление, они могут читать стихи, участвовать в театрализованных постановках и т. д. Это необходимо не только для демонстрации успехов в лечении. Таким образом удается избавиться от боязни выступать на публике и сформировать уверенность в собственных силах.

Участие в школьных спектаклях помогло избавиться от заикания Брюсу Уиллису. Заикаться он начал в подростковом возрасте, после развода родителей и поступления в среднюю школу. Работая над собой, Брюс смог стать президентом студенческого совета, а намного позже – стать актером с мировой известностью.

Некоторые популярные методики включают в себя психотерапевтическое воздействие.  При коррекции заикания успешно используют гипнотерапию, также пациентам рекомендуют проводить сеансы самовнушения. Для снятия мышечного зажима, во время коррекционной работы пациенты могут заниматься лечебной физкультурой, им могут рекомендовать массаж и другие расслабляющие процедуры.

Лечить или устранять заикание?

Теперь о главном. Можно ли лечить эти неправильные / нерациональные движения (действия)? Нет. Их можно устранять. И при этом делать это весьма эффективно. Нужно просто понять, как делать речь всегда и везде нормальной, и, с помощью следования определённым инструкциям, закрепить это на уровне привычки.

А теперь касаемо сроков этого самого закрепления. Понять (по большей части теоретически), что тебе делать для того чтобы не заикаться, можно и за несколько дней. А вот на работу по закреплению нового навыка уйдёт куда больше времени. Но, во всем должна быть конкретика. И тут она тоже есть. Существуют определенные сроки закрепления нового речевого навыка (привычки импульсно реагировать).

Занятия с заикающимися, работа с заикающимися детьми

Ребенок стал заикаться. Часто вместо адекватного эффективного лечения родители определяют ребенка в логопедический детский сад или ждут, когда само пройдет. Они наивно думают, что занятия с логопедом, логопедия, логопедическая работа с заикающимися дошкольниками, школьниками, логопедические занятия для заикающихся могут помочь, если ребенок заикается. Но логопед может поставить звуки, а не лечить заикание. Занятия с заикающимися детьми направлены на ликвидацию очагов возбуждения в центральной нервной системе. Это тяжелая системная работа с заикающимися детьми дает небольшие положительные результаты, которые при воздействии провоцирующих факторов моментально улетучиваются.
 

Массаж

Массаж устраняет возбудимость речевых центров, восстанавливает регуляцию речи. Для устранения заикания у подростков используется точечный, зондовый или сегментарный массаж. Специалист воздействует на:

  • зону шеи;
  • область верхнего плечевого пояса;
  • мимическую мускулатуру;
  • мышцы губ, языка;
  • зона гортани.

Массажист поочередно массирует перечисленные области. Сначала разглаживает их, потом постукивает (вибрация), растягивает кожу и мышцы. Для каждой области свой комплекс движений. Массаж языка и губ можно проводить с помощью специальных зондов. Они действуют точечно, стимулируя определенные точки.

Эффект может быть заметен после первой процедуры: мышцы расслабляются, спазм устраняется, речь становится плавной, без запинок и пауз. Для закрепления результата необходим полный курс из 10 – 12 сеансов. После небольшого отдыха, продолжительность которого определяется индивидуально, начинают повторный курс.

Попросите логопеда научить вас приемам самомассажа. Выполняя массаж самостоятельно как дополнение к основному курсу лечения, вы можете добиться большего эффекта.

Можно ли раз и навсегда на 100 % вылечить заикание?

Лечение заикания… Начнём с того, что заикание — это не болезнь, и поэтому все попытки его лечения будут безуспешными. Всем нам известно, что наедине сами с собой мы говорим идеально, свободно и легко. И только в присутствии кого-то можем заикаться /совершать речевые ступора. Это только лишний раз подтверждает то, что мы в принципе здоровы, а не больны. К тому же и у заикающихся, и у стабильно нормально говорящих людей, абсолютно одинаковые “здоровые” речевые инструменты. У всех есть губы, зубы, язык и прочие лицевые мышцы. И те и те одинаково подгружают информацию и всегда знают, что хотят сказать. А значит, все заикающиеся, в любой этап своей жизни и в любой ситуации, в принципе имеют возможность говорить, как все нормальные люди. Теоретически.


Watch this video on YouTube

Симптомы заикания у детей.

Внешние проявления дефекта речи могут отличаться в зависимости от причин и степени тяжести логоневроза. Но почти во всех случаях есть некоторые общие признаки:

  • Запинки в речи и длинные паузы между словами, слогами и буквами.
  • Речевые судороги клонические, тонические, смешанные. Возникновение клонических судорог чаще всего наблюдается в начале формирования логоневроза. Характеризуется повторением первых буквы или слогов в словах.
  • Нарушение темпа дыхания. Дыхательные у заикающихся детей всегда поверхностные, прерывистое.
  • Искажение в  интонации речи. Наличие судор, запинок часто приводят к нарушениям интонационным нарушениям в речи ребенка.
  • Монотонная, невыразительная, не эмоциональная речь.
  • Судороги и спазмы при произношении, чаще всего возникают  в начале или середине слова слова.
  • Затянутые паузы между звуками в середине слова, растягивание звука.
  • Нервные тики при произношении.
  • Нарушение сна, появление ночного энуреза, нарушение аппетита и пищеварения.

К сопутствующим симптомам заикания относятся:

  • повышенная тревожность;
  • навязчивое беспокойство;
  • моторные и речевые тики;
  • спастика мышц лица.

Наличие всех этих проявлений, вызывает избегающее поведение у ребенка — он старается избегать ситуаций, где необходимо высказаться.

Лечение заикания у детей в домашних условиях – бесперспективное занятие

Вы должны понимать, что лечение заикания у детей народными средствами – это бесперспективное занятие. Все, что описывалось выше, имеет смысл только как дополнение к профессиональной психотерапии и занятиям с логопедом. Эти компоненты нужно сочетать между собой, – тогда вы получите наилучший результат.

Не стоит тратить время на попытки «лечения» ребенка дома. До того момента, как вам придется обратиться к врачу, расстройство уже успеет перейти в запущенную стадию, которую трудно откорректировать.

Чем старше ребенок, тем сложнее его вылечить, – важно не забывать об этом. Используйте народные средства, но используйте их грамотно, с умом и своевременно

Курс для преодоления сильной степени заикания

Мы всегда работаем до результата. Как минимум, — до понимания того, что конкретно и как нужно делать для нейтрализации логофобии и проявления речевого ступора. Да, возможно ( но не исключено), что этот курс не сделает из тебя супер оратора, но с помощью него реально выйти на возможность стабильно(!) говорить как и все окружающие люди. Не думая о каких-либо техниках «для» речи. Не растягивая слова и не помогая себе движениями рук

  • Поэтапно закрепляем и отрабатываем на практике все инструменты учебной программы;
  • Подробно разбираем ситуации, которые ранее провоцировали речевые ступора. Находим конкретные решения для развития нормальной речи и отучения от негативной привычки;
  • Проводим ежедневное тестирование речи и проверяем практическое усвоение всего материала из учебного курса;
  • Разбираем все НРД (нерациональные движения, которые ведут к ступорам, напряжениям и прочим вещам, не относящимся к нормальной речи) и грамотные выходы из них;
  • Своевременно указываю на все ошибки и объясняем природу их возникновения. Проводим практическую работу, чтобы исправить все ошибки и предупредить их возникновение в будущем;
  • Выявляем и разбираем ошибки не только в 4 стенах наедине с преподавателем, но и при общении с близкими, друзьями, в школе, на работе и в самых разных ситуациях;
  • Оказываю консультационную поддержку не только во время проведения занятий, но и в последующем – на этапе закрепления привычки говорить свободно и естественно;
  • Доводим вас до умения использовать свою речь, как и все нормальные (не заикающиеся) люди. Проверяем качественное усвоение нового полезного навыка на практике;
  • Разбираем техники и приемы, которые позволят выйти из любого речевого ступора. Подключаем к этим решениям правильную работу по нормализации сознания (мысли перед речью);
  • Разбираем принцип работы нормального мышления и развиваем навыки бессознательной речи (точнее той речи, при которой ты сознательно думаешь только о том ЧТО СКАЗАТЬ, а НЕ КАК ЭТО СДЕЛАТЬ;
  • Глубокая работа с сознанием и со всевозможными речевыми ошибками. Отрабатываем все практически. Работа по раскрытию потенциала нормальной речи в полном объеме с разбором всех индивидуальных сложных ситуаций. Поэтапное закрепление материала, способствующего обретению и закреплению нормальной и удобной речи.

Отличия от базового курса:

Больше индивидуальных разборов . А значит больше времени на анализ результатов ученика. Больше времени на понимание и алгоритм преодоления возможных трудностей. Больше необходимой обратной связи и так далее и тому подобное. Больше времени на устранение индивидуальных «якорей» заикания и стабилизацию хороших результатов.

По статистике, примерно 20% заикающихся хватает непродолжительного Базового курса, и, в большинстве своём это люди с не сильной степенью заикания, высокой степенью самоорганизации и хорошо развитыми аналитическими способностями. Все это конечно же играет не последнюю роль на получение тех или иных результатов за определенный промежуток времени.

Продолжительный (Продвинутый + ) курс я постарался сделать таким, чтобы помочь любому заикающемуся, не зависимо от его нынешних тех или способностей, по максимуму раскрыть потенциал свободной речи.

Сравнение невротической и неврозоподобной формы заикания у детей

Невротическое заикание у детей бывает в результате психической травмы, поэтому заболевание возникает практически внезапно. При таком заикании родители могут с точностью сказать, когда и почему у ребенка развилась патология. Такое заикание обычно появляется в 2-6 лет, когда уже имеется развернутая фразовая речь.

У таких детей уменьшается речевая активность по причине того, что они боятся разговаривать. Они фиксируются на сложных звуках. При этом могут наблюдаться дыхательно-голосовые судороги. У них имеется расстройство звукопроизношения, но при этом в лексическо-грамматической сфере они развиваются нормально. Во время разговора у этих детей расширяются крылья носа. При этой форме заикание носит волнообразный характер, то есть речь значительно ухудшается во время стресса.

Неврозоподобное заикание развивается постепенно в результате поражения ЦНС. Такое заикание не связано с какими-либо событиями, поэтому родители часто не могут найти причины возникновения расстройства. Неврозоподобное заикание начинает проявляться в 3-4 года, в момент становления фразовой речи.

Дети, страдающие этой формой заикания, общительны и активны, не пугаются своего расстройства. Заикание в этом случае происходит из-за артикуляционных судорог. Такие дети разговаривают монотонно, быстро и невыразительно. При неврозоподобном заикании в лексико-грамматической стороне речи также имеются нарушения. Часто имеется нарушение общей моторики, поэтому дети могут быть излишне скованными или неуклюжими. У них слабо выражена мимика, неразборчивый почерк. Дети, страдающие неврозоподобным заиканием, часто имеют проблемы с обучением. Данная разновидность заикания имеет устойчивый характер течения, обострения могут случаться нечасто — в основном при переутомлениях и больших речевых нагрузках. При проведении неврологических исследований обнаруживаются поражения ЦНС, при проведении ЭЭГ — высокая судорожная готовность.

Общие рекомендации при лечении заикания у подростков

Действия родителей должны начаться с консультации специалиста. Логопед изучит анамнез, характеристики речи, расспрашивает о перенесенных заболеваниях, травмах, возможных причинах, которые привели к расстройству.

Самолечение по советам знакомых, без очного осмотра специалиста недопустимо. Так вы можете еще больше ухудшить ситуацию.

После осмотра логопед направляет пациента на консультацию к узким специалистам:

  • невролог проводит исследование с целью выявления отклонений в нервной системе. Для этого используются рентгенография черепа, электроэнцефалография, реоэнцефалография, МРТ, КТ;
  • оториноларинголог исключает болезни ЛОР-органов, которые могут повлиять на речь;
  • психолог работает с личностными нарушениями.

При необходимости с подростком работают и другие врачи: эндокринолог, психиатр.

После полной диагностики логопед подбирает тактику лечения заикания у подростков. В легких случаях, когда заикание проявляется эпизодически, в моменты эмоционального напряжения, достаточно выполнения упражнений самостоятельно. Сложные ситуации, когда дефект присутствует постоянно, мешает обычной жизни, применяются медикаментозные методы лечения, массаж, физиотерапевтические методы, и даже гипноз.

Обычно терапия длительная: может потребоваться не один год, чтобы справиться с проблемой. Важным условием является непрерывность лечения: завершили один курс, немного отдохнули, и начали следующий курс. Выполняйте все рекомендации логопеда. Если вы будете относиться к дефекту речи у подростка наплевательски, он будет брать пример с вас и не будет стараться.

Помните: только совместные усилия логопеда, родителей и самого ребенка помогут добиться результата.

Даже после выздоровления вам следует быть настороже: при неблагоприятных условиях заикание у подростков может рецидивировать

Поэтому очень важно устранить все факторы риска: избегать стрессов, уменьшить нагрузки в школе, создать благоприятную атмосферу дома

Лечение

Терапия заикания у детей начинается с определения причины дефекта. Для этого малышей ведут на прием к неврологу. Если специалист выявляет нарушения в работе нервной системы, назначается медикаментозное лечение.

При отсутствии органических нарушений в бой вступает логопед.

Особое внимание уделяется мышечному тонусу. В отдельных случаях выявляются мышечные спазмы, мешающие передаче нервных импульсов

Они возникают как результат травмы в родах и чаще носят эмоциональный характер, становятся результатом негативных эмоций, нервного напряжения. Практически у всех детей-заик выявлено спазмирование мышц шеи, плечевого пояса, живота. На этом фоне голова слегка выдвинута вперед. Чтобы убрать мышечные зажимы, прибегают к помощи миотерапии.

При логоневрозе психологического генеза, кроме логопедической помощи, привлекают психотерапию. Специалист выявляет скрытые страхи маленького пациента. Проводит разъяснительную работу, помогая преодолеть сковывающие убеждения.

Когда причина заикания кроется в семейных отношениях, проводят семейную психотерапию. После того как психотерапевт проработает успешно с малышом причины расстройства, эстафету передают логопеду.

В своей деятельности логопед применяет артикуляционную, дыхательную гимнастику, логопедический массаж. Он также прибегает к особой технике – режим молчания. В течение 5–6 дней дети общаются с логопедом, между собой (в случае групповых занятий) бессловесно, посредством игр, специальных сигналов. Получается игра в молчанку с лечебным эффектом. Чтобы не соблазнять детей общением, малышей разобщают, определяя каждому свою деятельность: один играет куклой, другой катает машину, третий рисует.

Такая методика носит и развивающий характер. Детям предлагают сложить в корзину предметы красного цвета. Или показывают изображенный в книге транспорт, дают команду запомнить, дополнив, что через пару дней малышам придется вспомнить, какой транспорт они видели. Кто назовет больше наименований, тот и выиграл.

Для родственников режим молчания предполагает разговор с маленьким больным жестами или шепотом. «Нет» – мультикам, новым игрушкам, развлекательным мероприятиям. Размеренность в совмещении с покоем. Категорически запрещается вовлекать больного в конфликтные ситуации. Просмотр взрослыми телевизора в присутствии малыша также запрещен. Делают упор на развитие мелкой моторики.

От родителей требуется соблюдения некоторых правил:

  • поддерживать режим дня, чтобы малыш не переутомлялся;
  • создать спокойную, уютную атмосферу в доме;
  • с детьми разговаривать тихо, спокойно, без повышенных тонов. Резкие движения не применять;
  • контролировать разговор логоневротика – не спеши, говори спокойно, размеренно;
  • проявлять интерес к детской речи. Окружить деток заботой, лаской, поддерживайте тактильный контакт. Меньше критики, больше похвалы;
  • осуществлять занятия под музыку, совмещая речь с танцевальными движениями.

Заикание способно стать большой проблемой для детей, вызвать стойкий страх общения с людьми, дезадаптацию в коллективе. Таковы последствия беспечного, попустительского отношения к проблеме.

Вовремя начатое лечение творит чудеса: чем раньше, тем лучше. Нужна благоприятная атмосфера и поддержка маленького больного. Дети с легкостью преодолевают возникший барьер, заручаются верой в себя, с успехом формируют новые уровни речевого общения.

Лечение заикания

Терапия речевых
дефектов актуальна в любом возрасте, но раннее решение проблемы в детском
возрасте позволяет не допустить психических и психологических осложнений
недуга. Лечение логоневроза подразумевают целый комплекс мероприятий. Они
должны корректировать не только речь, но и воздействовать на неврологические
расстройства.

Лечение делится
на несколько этапов:

  1. Полная
    диагностика, во время которой необходимо установить причину заикания и
    сопутствующий неврологические проблемы.
  2. Совместная
    работа психологов, неврологов и логопедов. На этом этапе перестраиваются
    речевые навыки, проводят специальные логопедические упражнения.
  3. Реабилитация и
    закрепление.

Для коррекции
используют медикаментозное лечение, с назначение противосудорожных средств, а
также препаратов, улучшающих мозговое кровообращение, ноотропы.

Хорошее воздействие на заикание оказывает остеопатия. Она помогает снять судорожный синдром, убирает нервное возбуждение, успокаивает невротические рефлексы. Очень важным в терапии являются и общеукрепляющие процедуры, которые воздействуют на нервную систему. Лечение иглоукалыванием заикания, использование физиотерапевтических методов помогают нормализовать работу ЦНС и стабилизировать работу речевого центра.

Немного истории и причины возникновения

Заикание, как патология речи, возникла очень давно. Заики встречались среди древних инков, персидских царей, греческих фараонов и т.д. Нередко заиканием страдали известные и умнейшие люди своего времени. Они самостоятельно пытались избавиться от собственного недуга различными способами.

Наиболее известна нам история Демосфена. Этот древнегреческий философ разработал собственную систему дыхательных упражнений, которые выполнял перед зеркалом, произносил длинные фразы в затрудненных условиях (при подъеме на возвышенности, при сильном шуме морских волн, с камешками во рту и т.д.)

Демосфен также уделял огромное внимание психогенной тренировке. Он был человеком весьма робким и впечатлительным, но благодаря титаническому труду он стал великим оратором, способным произносить длинные речи перед многотысячной толпой

История Демосфена, описанная Плутархом, является ярким примером того, что избавиться от заикания можно, но для этого нужно потратить колоссальные усилия. Однако на причины возникновения заикания она свет не проливает.

С тех давних времен многие исследователи пытались заниматься проблемой лечения от заикания. По их мнению, это нарушение речи может быть обусловлено такими факторами:

  • стрессовая ситуация. В некоторых случаях нарушение темпа речи становится заметно в раннем возрасте, но многие такие дети разговаривали вполне нормально до определенного момента. Заикание резко возникло на фоне психотравмирующей ситуации, например, сильного испуга. Однако страх в детстве испытывали многие, а заиками становится около 2-3% населения земного шара. Вероятно, эти люди имели некую предрасположенность;
  • неврологическая патология. Нарушения в работе отделов ЦНС, отвечающих за речевую функцию, могут возникнуть на фоне травм, контузии, после перенесенных инфекционных заболеваний. Патология также может развиться из-за некоторых вялотекущих хронических заболеваний;
  • наследственная предрасположенность. Если в семье есть заики, то вероятность развития данного расстройства речи становится более высокой. Считается, что генетически обусловленное заикание должно проявить себя в первые семь лет жизни. Если этого не произошло, значит, подобных нарушений в речи у человека уже не будет. Как правило, передается заикание через поколение, но иногда дети просто подражают «неряшливой» речи людей из близкого окружения.

Описанные выше причины объединяет одно обстоятельство: все они приводят к ослаблению нервной системы. У кого-то психика страдает под воздействием внешних факторов, а кто-то уже родился с ослабленной нервной системой, например, из-за неблагоприятного протекания беременности. В любом случае начинать лечение заикания лучше всего с консультации у невролога.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector