Дыхательная гимнастика, лфк и физиотерапия при бронхиальной астме

Литва

Море на Балтийском побережье прохладно даже в разгар лета. Но подышать морским воздухом среди сосен и песчаных дюн очень полезно. Однако целебные минеральные источники расположены не на побережье, а в Бирштонасе и Друскининкае. Дети с интересом проведут время в Друскининкае: аквапарк с минеральной водой, большой веревочный парк на берегу Немана, велосипедные прогулки по тихому курортному городу и его окрестностям. Подлечиться можно, например, в санаториях «Эгле» и «Беларусь», где есть оздоровительные программы для детей: фитотерапия, ингаляции, купание в бассейнах с термальной водой, спелеотерапия. И пока дети плещутся в минеральной водичке, взрослые могут сходить на спа-процедуры.

Об астматическом бронхите

Астматический бронхит — это заболевание патологического характера, которое происходит в бронхах, крупных и средних калибров. Заболевание наступает в результате гиперсекреции слизистой оболочки бронхов. Астматическим бронхитом, в большей степени, болеют дети дошкольного и раннего возрастов.

Астматический бронхит чаще всего вызывается разными аллергенами, как вирусного происхождения (грибковыми, вирусными, бактериальными), так и пищевого (молоко, земляника, цитрусовые и прочее). Болезнь может инициироваться и прочими аллергенами, которые поступают в организм через желудок или через дыхание.

Астматический бронхит может спокойно развиться на фоне затяжного заболевания как бронхопневмония, или прочих вирусных инфекций. В случае, когда природа заболевания не вирусная, то приступы могут прекратиться. А если заболевание инфекционного характера, то болезнь будет развиваться неспешно и постепенно.

ИЗ ИСТОРИИ

Доктор медицинских наук, врач-иммунолог, специалист по особо опасным инфекциям Владислав ЖЕМЧУГОВ порекомендовал переболевшим коронавирусом COVID-19 заниматься йоговской дыхательной гимнастикой, которая адаптирована доктором Стрельниковой. По мнению специалиста, так можно быстрее избавиться от последствий инфекции.

Статья по теме

Не только лежать на животе. Как лечиться от коронавируса дома?

Автор методики, созданной на рубеже 1930-40-х годов, – Александра Стрельникова – была оперной певицей и педагогом. Она использовала дыхательные упражнения, которые придумала вместе с матерью, чтобы разрабатывать голос и спасаться от приступов удушья. «Будучи молодой певицей, я потеряла голос. И мама стала для меня искать способ его восстановить. Так постепенно была изобретена гимнастика», – рассказывала Александра СТРЕЛЬНИКОВА.

Дыхательная гимнастика по ее методу строится главным образом на усилении воздухообмена в легких. Техники направлены на насыщение организма кислородом. В основе – короткие прерывистые вдохи носом и пассивные выдохи через нос или рот. Последователи Стрельниковой рекомендуют упражнения при простудных заболеваниях.

Механизм развития и критерии отличия

 Каждая деятельность, в том числе и дыхательная, регулируется определенным отделом головного мозга. В состоянии стресса и нервного перенапряжения центральная и периферическая нервная система выходят из строя. Теряется контроль над центром дыхания в головном мозге, распространяется перевозбуждение, в результате чего ускоряется дыхание.

Легкие переполняются воздухом, вызывая гипокапнию, то есть в крови чрезмерно увеличивается количество кислорода, а углекислый газ снижается ниже нормы. Такой дисбаланс газов и вызывает приступ психогенной одышки.

Несмотря на то что симптомы ее проявления схожи с истинной одышкой, все-таки существуют некоторые критерии, позволяющие ее дифференцировать:

     Виды одышки
Критерии

Психогенная

Истинная

Причина

При обследовании внутренних органов не удается выявить

Патология сердца, почек, легких и др.

Телесные симптомы

Отсутствуют

Бледность или цианоз кожи, бочкообразная грудная клетка, отеки

Изменение положения тела

Не влияет на характер дыхания

Смена положения может облегчать или провоцировать патологический симптом. Особенно часто усиливается после физических нагрузок.

Характер нарушений

Непостоянный

Постоянный

Периодичность

Обостряется на погоду, в определенное время суток (у одних приступы случаются утром, у других – в ночное время)

Проявляется чаще весной и осенью.

Кашель

Не купируется медикаментозными препаратами

Купируется в ряде случаев медикаментозно

Переключение внимание

Все симптомы уходят, если перевести разговор в другое русло

Одышка сохраняется, связь отсутствует

Как проходит исследование?

Пациент располагается в удобном кресле, слушает короткий инструктаж, после чего врач приступает к манипуляциям. В ротовую полость вводится загубник (резиновая деталь дыхательного аппарата, которую располагают между зубами и губами), на нос надевают зажим, чтобы аппарат фиксировал только ротовое дыхание. Специалист подсоединяет к загубнику трубку, по которой будет двигаться воздух к спирометру. Как только все элементы зафиксированы, врач включает прибор.

Пациент обязан неукоснительно слушать специалиста, задерживать дыхание, дышать полной грудью, делать определенные интервалы между вдохом/выдохом и ряд других задач. От правильности выполнения указаний врача, зависит результат диагностики. В некоторых случаях один и тот же тест приходится повторять несколько раз, чтобы исключить погрешность и добиться максимальной информативности. В конечном итоге учитывается среднее значение всех результатов спирометрии.

В некоторых случаях используют пробу с препаратом бронхолитиком. Проба помогает диагностировать бронхиальную астму, хроническую обструктивную болезнь легких и динамику обструкции. Обструкция дыхательный путей – синдром непроходимости распираторного тракта. Может развиться на любом уровне – от бронхиол до глотки. К признакам синдрома относят сильный сухой глухой кашель, хриплый крик, уменьшение объема шеи (она буквально втягивается внутрь), уменьшение объема грудной клетки. После стандартной спирографии пациенту предлагают вдохнуть дозу медикаментозного вещества, ждут его распространения и повторяют исследование. Так врач сможет отследить реакцию бронхов на препарат – уменьшилась ли обструкция или ситуация осталась неизменной.

На обработку результатов уходит примерно 5-15 минут. Специалист проанализирует полученную информацию, поставит диагноз, составит терапевтический курс и уведомит о нем пациента.

Основные диагностические показатели

Лучшие материалы месяца

  • Коронавирусы: SARS-CoV-2 (COVID-19)
  • Антибиотики для профилактики и лечения COVID-19: на сколько эффективны
  • Самые распространенные «офисные» болезни
  • Убивает ли водка коронавирус
  • Как остаться живым на наших дорогах?

ЖЕЛ – жизненная емкость легких. Это максимальное количество воздуха, которое может поместиться в легких после полного выдоха. Показатель разделяют на три группы – дыхательный объем, резервный объем вдоха и выдоха. Дыхательный объем измеряют при спокойном дыхании. Его средний показатель 500 см³. Резервный объем выдоха фиксируют на дополнительном вдохе после спокойного выдоха, объем выдоха – на дополнительном выдохе после спокойного выдоха. Оба показателя в среднем равны 1500 см³.

Жизненная емкость легких среднестатистического взрослого человека составляет 3500 см³.

Еще один диагностический показатель – ФЖЕЛ. Это разница между объемами воздуха в точках начала и конца форсированного выдоха (максимально быстрый, глубокий выдох после максимального вдоха). ОФВ1 – объем форсированного выдоха в первую секунду форсированного выдоха. Индекс Тиффно – процентное соотношение ФЖЕЛ/ОФВ1. Чувствительный индекс степени проходимости дыхательных путей. В норме составляет 70-75%. ПОС – пиковая объемная скорость (максимальный поток, которого пациент может достигнуть на выдохе). МОС – скорость воздушного потока в момент неполного выдоха.

Спирометрия (спирография) – стандартный метод диагностики функции легких. Метод используют как в профилактических, так и диагностических целях. Сама процедура проходит быстро, безболезненно и практически не провоцирует побочных эффектов. Проходите диагностику только по назначению врача и будьте здоровы!

Больше свежей и актуальной информации о здоровье на нашем канале в Telegram. Подписывайтесь: https://t.me/foodandhealthru

Автор статьи:

Фурманова Елена Александровна

Специальность: врач педиатр, инфекционист, аллерголог-иммунолог.

Общий стаж: 7 лет.

Образование: 2010, СибГМУ, педиатрический, педиатрия.

Другие статьи автора

Будем признательны, если воспользуетесь кнопочками:

Астматический бронхит у детей

Астматический бронхит у детей считается проявлением аллергического заболевания, хоть и специфический аллерген такого типа встречается довольно редко. Зачастую астматическим бронхитом болеют дети, чьи родители когда-либо подвергались аллергическим заболеваниям. Прямая наследственность проявляется редко. Особым значением обладает наличие таких заболеваний у мамы на протяжении беременности.

Чаще всего астматическим бронхитом болеют дети, у которых обнаруживаются симптомы экссудативного диатеза. Такие дети в раннем возрасте переносят сенсибилизацию организма при помощи пищевых аллергенов, а после, при наложении заболеваний верхних дыхательных путей и органов дыхания, может возникать приступы бронхиальной астмы.

В результате определённых структурных и функциональных особенностей организма у детей, астматический бронхит обладает некоторыми особенностями. Сужение просветов в бронхах у детей связано напрямую с увеличением слизистой оболочки бронхов, а также с повышенным выделением слизи.

Часто болеющий ребенок, что делать?

Прежде всего следует определиться с терминологией «часто болеющие дети» или ЧБД. ЧБД – дети, переносящие острые респираторные инфекции чаще, чем условно здоровые (т. е. более 4-х – 6-ти раз за год). По разным данным ЧБД составляют от 20% до 65%. Группа характеризуется частотой повторных инфекций от 6 до 12–15 раз в год. А наиболее распространенной причиной визитов к педиатру являются повторные инфекции дыхательных путей.
Часто болеющий ребенок – это не диагноз: так как причиной болезненного состояния могут быть простудные заболевания, повторные инфекции уха, горла, носа, острые и хронические бронхолегочные инфекции. Этот термин отражает, главным образом, кратность и тяжесть заболеваемости. Иногда для подчеркивания затяжного характера респираторных инфекций используется понятие «часто и длительно болеющие дети» (ЧДБД).  Чаще всего ОРЗ страдают дошкольники и младшие школьники. Ребенок в 2 года часто болеет, в среднем в 2-2,5 чаще, чем в десять и старше.

Критерии включения в группу ЧБД

  •  младенцы первого года жизни, перенесшие 4 и более случаев ОРЗ в год;
  • от 1-го до 3-х лет – 6 и более случаев ОРЗ в год;
  • от 4-х до 5-ти лет – 5 и более случаев ОРЗ в год;
  • старше 5 лет, перенесшие 4 и более случаев ОРЗ в год.

Ослабленные постоянными болезнями дети медленнее выздоравливают, бывает, что недуг сопровождается осложнениями. Одними из неприятных последствий затяжных и частых болезней может быть замедление развития, недостаток социальных контактов со сверстниками, плохая успеваемость.

Осваиваем технику

Как уже говорилось, занятия должны быть регулярными и проводиться по возможности 2 раза в день. Начинаем тренировать дыхание, как только проснулись. Для этого не обязательно сразу вставать с постели.

Ноги согнуть в коленных суставах постараться подтянуть к грудной клетке, осуществляя продолжительный выдох ртом. Выполнять до легкого чувства усталости. Упражнение помогает выводить мокроту из бронхов.

Далее переходим к занятиям в положении стоя или сидя.

  1. Вдыхаем резко носом, считаем до трех и делаем выдох ртом, произнося при этом звук «з» или «ш».
  2. Закрываем правую ноздрю и вдыхаем ртом, затем выдыхаем через левую половину носа. Меняем ноздрю и проводим то же самое несколько раз.
  3. Делаем вдох через нос, выдыхаем не торопясь ртом, губы при этом нужно сделать в виде трубочки.
  4. Ежедневно надувать несколько обычных воздушных шариков. Эта методика широко применяется даже для лежачих больных.
  5. Сидя за столом, поставить перед собой стакан с водой и взять трубочку для напитков. Делать вдох через трубочку, а выдыхать в стакан с водой.

Лечение

Лечение назначают в соответствии с тяжестью и длительностью заболевания. Течение бронхиальной астмы предсказать невозможно, и ее лечение требует от врача индивидуального подхода к каждому больному. Показано, что частота госпитализаций ниже среди тех больных, за которыми тщательно наблюдают и которых обучают правильно применять лекарственные средства.

Форма назначения противоастматических препаратов бывает разной: широко используют ингаляторы (индивидуальные и компрессорные — так называемые небулайзеры) и турбухалеры (для вдыхания порошкообразных препаратов). Преимущество ингаляционного введения в сравнении с пероральным (внутрь) и парентеральным (внутривенно) путями введения состоит в том, что в легких достигается более высокая концентрация препарата, а число побочных эффектов минимально. Иногда целесообразно назначить лекарственное средство именно внутрь или реже парентерально, так как эти пути введения позволяют препарату достичь тех участков легких, в которые не может проникнуть аэрозоль из-за тяжелого бронхоспазма и закупорки бронхов мокротой.

Широко применяют ингаляционные бета-адреностимуляторы, в том числе сальбутамол, тербуталин, битолтерол и пирбутерол. Эти препараты действуют дольше, чем их предшественники, и реже вызывают сердечно-сосудистые осложнения. Самым продолжительным действием обладает сальметерол. Его можно использовать для профилактики ночных приступов. Однако эффект сальметерола развивается медленно, и препарат не подходит для лечения приступов. 

Есть опасение, что к адреностимуляторам развивается привыкание. И хотя этот процесс воспроизводится в эксперименте на лабораторных животных, клиническое значение привыкания пока не ясно. В любом случае возникшая у больного потребность в более частом применении препарата должна побудить пациента немедленно обратиться к своему врачу, так как может быть признаком перехода астмы в более тяжелую форму и необходимости в дополнительном лечении. Раньше ингаляционные адреностимуляторы рекомендовали применять регулярно (например, по 2 вдоха 4 раза в сутки), но ввиду частых сердечно-сосудистых осложнений и привыкания в настоящее время при легком течении бронхиальной астмы допускается более редкое применение, а также применение по необходимости. 

Ингаляционные глюкокортикоиды широко применяют при бронхиальной астме. Они предназначены для достижения максимального местного эффекта при минимальном всасывании и наименьших осложнениях. Их можно использовать для отмены глюкокортикоидов после длительного приема, для ослабления зависимости от адреностимуляторов и уменьшения частоты приступов при физической нагрузке. Кандидозный стоматит можно устранить или предупредить, если тщательно полоскать рот после вдыхания препарата. Следует иметь в виду, что ингаляционные глюкокортикоиды не дают быстрого эффекта. Для того чтобы состояние стало улучшаться, их надо регулярно применять в течение нескольких недель, а чтобы добиться максимального эффекта — в течение нескольких месяцев.

Метилксантины (теофиллин, эуфиллин) для лечения бронхиальной астмы в настоящее время почти не используют.

Антагонисты лейкотриенов — препараты, блокирующие лейкотриеновые рецепторы (зафирлукаст, монтелукаст), как правило, применяют при легком или среднетяжелом течении астмы, обычно в комбинации с другими препаратами. 

Ингаляционные M-холиноблокаторы (например, ипратропия бромид) применяют главным образом при хроническом обструктивном бронхите, но в ряде случаев — и при бронхиальной астме. 

При бронхиальной астме, обусловленной аллергией на клещей и отдельные виды пыльцы, в отсутствие помощи от обычного медикаментозного лечения может помочь десенсибилизация, хотя наиболее эффективна она все-таки при аллергическом рините. 

Психогенная одышка – откуда берется

Одышка – это нарушение частоты, ритма и характера дыхания. Различают ее патологический и нервный тип.

При патологической одышке причина кроется в нарушении работы внутренних органов.

Психогенная или нервная одышка развивается, прежде всего, на фоне психических и нервных расстройств:

  • острый или хронический стресс;
  • психогении детства – возможно, в детском возрасте человек стал свидетелем возникновения приступа удушья по различным причинам. Например, картина утопления сопровождается судорожным заглатыванием ртом воздуха утопающим, характерным выражением лица;
  • неврастения, невроз, истерия;
  • депрессия;
  • фобии, тревожные расстройства;
  • нарушения работы вегетативной нервной системы – нейроциркуляторная дистония;
  • расстройства сна.

Симптом проявляется затрудненным дыханием. Оно становится поверхностным, с осложненным коротким вдохом и продолжительным выдохом. Ускоряется его темп, и даже если человеку удается вдохнуть глубоко, это не приносит ему особого облегчения. Такую работу легких называют дыханием загнанной собаки.

После неконтролируемых ускоренных дыхательных движений следует пауза, а после нее возвращается судорожное дыхание. Все это вызывает у человека тревожность и страх приближающейся смерти. Нередко возникает приступ панической атаки.

Искажение дыхательного ритма вызывает гипервентиляцию легких и напряжение межреберных мышц. Из-за этого развиваются ложные признаки стенокардии, кардионевроза. Пациента сопровождает слабость и недомогание, повышенная потливость, головокружение, холодные конечности и судороги.

Естественно, подобные симптомы наталкивают на мысль о сердечном недуге, но дело все в нервном перенапряжении.

К другим признакам невротической одышки относят:

  • ощущение сжатия в грудной клетке;
  • чувство нехватки воздуха;
  • контроль над процессом дыхания;
  • ощущение кома в горле;
  • приступы невротического кашля — он становится сухим и назойливым;
  • нервная зевота;
  • боль в межреберных промежутках;
  • рефлекторные движения для раскрытия грудной клетки, которые должны помочь сделать вдох — размах руками, выравнивание плеч, но они не приносят результата;
  • страх смерти.

Одышка на нервной почве ухудшает психическое состояние человека. Она способна вызвать депрессию, ипохондрию, расстройства настроения.

ЛФК при бронхиальной астме

Рубрика: При заболеваниях дыхательного аппарата

При бронхиальной астме физические упражнения проводятся в межприступном периоде. Цель физических упражнений — усилить вентиляцию легких, улучшить питание легочной ткани и специальными упражнениями, с акцентом на выдохе, сознательно овладеть им во всех вариантах.

В гимнастический комплекс входят упражнения, в которых фаза выдоха проводится с протяжным произ­ношением гласных букв «о», «а», «у», «и», чтобы до­биться плавного звучания. В дыхательных упражнениях применяется также произношение на выдохе согласных букв «д», «з», «р», «г» с некоторым напряжением, что вызывает дрожание, вибрацию верхних дыхательных путей, а это, по мнению некоторых исследователей, ведет к устранению спазма бронхов во время выдоха. Кроме звуковых дыхательных упражнений применяется прерывистыи выдох в разных вариантах со счетом 1—2, 1 — —2—3 или 1, 1—2 и в других разновидностях ритма с тем, чтобы сознательно овладеть актом выдоха и пре­одолеть спазм во время приступа бронхиальной астмы или при астматическом состоянии

ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ЛЕЧЕБНОЙ ГИМНАСТИКИ ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ (возможно, осложненной эмфиземой легких)

А. Дыхание грудное 5 раз

Б. ДЫХАНИЕ БРЮШНОЕ 5 РАЗ

В. ДЫХАНИЕ СМЕШАННОЕ 5 раЗ

Упр. 1.

А. Руки на груди.

Б. Руки на животе. В обоих вариантах под контролем рук овладеть плавным максимальным выдо­хом.

В. Руки — одна на груди, другая на животе. На выдохе громко, плавно протянуть глас­ные буквы «а», «о», «у», «и» максимально продолжительно до конца звука.

Упр. 2.

Лежа вдохнуть.

Притянуть колено к груди, охватив ногу руками, удлинить выдох.

4—6 раз каждой ногой по­переменно.

Упр. 3.

ИП — лежа, одна рука на груди, другая на животе. Глу­бокий вдох.

Медленный протяжный вы­дох с произношением соглас­ных букв «р», «г», «з», «к» на­столько напряженно, чтобы ощущалась вибрация дыхательных путей. 6—8 раз.

Упр. 4.

ИП — лежа, руки вверх, прогнувшись.

Охватить грудь руками, мак­симально глубокий выдох, «вы­жимая» воздух 4—6 раз.

Упр. 5.

ИП — лежа, дыхание удлиненным выдохом. На выдохе громкий счет: 1—2—3—4 и т. д. насколько возможно дольше.

Упр.6.

ИП – сидя, руки на бедрах. Попеременно притянуть ногу к грудной клетке, 4—5 раз каждой ногой

Упр. 7.

ИП — сидя, дыхание под контролем рук. На выдох сжать грудную клетку и слег­ка наклониться. 4—5 раз.

Упр. 8.

ИП — стоя, руки в сторо­ны, ноги врозь.

Наклонившись, коснуться ру­кой противоположного носка, удлиняя выдох. 3-4 раза в каждую сторону попеременно.

Упр. 9.

Потянуться, прогнувшись, подняться на носки, руки вверх, пальцы сплетены ладо­нями вверх.

Опустить руки вниз, слегка согнувшись. 4—6 раз.

Упр. 10.

ИП — стоя, руки на бедра. Наклоны туловища вправо и влево попеременно, удлиняя выдох. Руки скользят вдоль туловища. 4—6 раз в каждую сторону.

Упр. 11.

ИП — стать у стены, но­ги врозь.

Достать руками стену ввер­ху, каждый раз слегка отсту­пая от стены. 4—8 раз.

Упр. 12.

Спокойное глубокое дыха­ние, контролируя полный вы­дох. 4—8 раз.

В начале занятий можно ог­раничиться упражнениями с» 1 по 7, а затем добавлять упражнения с 8 по 12, а также включать ходьбу на ме­сте или по комнате в течение 1—3 мин. с глубоким дыха­нием.

« ЛФК при эмфиземе легких —|||— Заболевания органов дыхания »

ЛФК для ребенка при бронхиальной астме

Рубрика: При заболеваниях внутренних органов у детей

Бронхиальную астму в настоящее время рассматривают как аллергическое заболевание. Хроническое поражение слизистой оболочки дыхательных путей, частые инфекции (коклюш, корь, грипп, тонзиллит, пневмонии и др.) вызывают раздражение рецепторного аппарата бронхов, которое достигает высших отделов центральной нервной системы, где при наличии определенных условий могут возникать очаги возбуждения (патологическая доминанта). При этом нарушаются обычные нормальные взаимоотношения коры головного мозга с нижележащими отделами центральной нервной системы, регулирующими функции гладкой мускулатуры бронхов.

Повышенная и извращенная возбудимость парасимпатического отдела нервной системы вызывает спазм бронхов и бронхиол и изменяет секреторную функцию желез слизистой оболочки бронхов.

Патогенетические методы лечения бронхиальной астмы все больше привлекают внимание. Физические упражнения являются сильным раздражителем, оказывающим большое влияние на механизмы патологических реакций

Поток импульсов от работающих мышц в кору головного мозга, подкрепленный положительными эмоциями, создает новую доминанту в центральном отделе двигательного анализатора, способствуя этим подавлению доминантных патологических очагов в коре головного мозга. Большое значение имеет тренировка дыхательного аппарата, расстроенного под влиянием развившегося заболевания (рис. 105).

Основой методики лечебной физкультуры является постепенно возрастающая общая тренировка организма с включением специальных упражнений. При выполнении дыхательных упражнений, особенно с произношением звуков А, О, У, Ф, Ш на выдохе, рефлекторно уменьшается острое вздутие легких, предупреждается эмфизема. В процессе занятий лечебной гимнастикой вырабатывается условный рефлекс правильного дыхания. Лечебную физкультуру следует применять детям, боль-Рис. /05. Изменения пневмограммы больного бронхиальной астмой, 5 лет, под влиянием курса лечебной гимнастики.

в — до лечения; б — после курса лечебной гимнастики в детской поликлинике (верхний ряд — грудное дыхание; нижний ряд — брюшное дыхание) (собственное наблюдение).

дым бронхиальной астмой, в межприступном периоде, лучше всего в кабинете лечебной физкультуры детской поликлиники.

Занятия в поликлинике лечебной гимнастикой 3 раза в неделю в течение 8—10 месяцев, как правило, ведут к полному прекращению астматических приступов и стойкому выздоровлению.

Замечено, что эффективность лечебной физкультуры тем выше, чем моложе дети и чем меньше длительность заболевания. Поэтому следует проводить организованные занятия лечебной физкультурой с детьми, начиная с 3-летнего возраста. В поликлиниках должны быть организованы группы дошкольников, больных бронхиальной астмой.

Большое значение в получении хороших результатов лечения имеют ежедневные (2 раза в день) самострятельные занятия гимнастикой дома по рекомендованным комплексам.

Утром после гимнастики тело обтирают водой комнатной температуры с последующим растиранием его мягким полотенцем до покраснения кожи.

Помимо гимнастики, рекомендуют прогулки с пребыванием на свежем воздухе не менее 4—5 часов в день, катание на коньках, ходьбу на лыжах и т. д.

« ЛФК при хронических заболеваниях верхних дыхательных путей у детей —|||— ЛФК для ребенка при острой и хронической пневмонии »

Диагностика

Диагноз обычно ставится клиницистом-пульмонологом на основании жалоб и наличия характерной симптоматики. Все остальные методы исследования направлены на установление степени тяжести и этиологии заболевания. При перкуссии звук ясный коробочный из-за гипервоздушности легких, подвижность легких резко ограничена, а их границы смещены вниз. При аускультации над легкими прослушивается везикулярное дыхание, ослабленное с удлиненным выдохом и с большим количеством сухих свистящих хрипов. Из-за увеличения легких в объеме, точка абсолютной тупости сердца уменьшается, тоны сердца приглушенные с акцентом второго тона над легочной артерией. Из инструментальных исследований проводится:

  • Спирометрия. Спирография помогает оценить степень обструкции бронхов, выяснить вариабельность и обратимость обструкции, а так же подтвердить диагноз. При БА форсированный выдох после ингаляции бронхолитиком за 1 секунду увеличивается на 12% (200мл) и более. Но для получения более точной информации спирометрию следует проводить несколько раз.
  • Пикфлоуметрия. Измерение пиковой активности выдоха (ПСВ) позволяет проводить мониторинг состояния пациента, сравнивая показатели с полученными ранее. Увеличение ПСВ после ингаляции бронхолитика на 20% и более от ПСВ до ингаляции четко свидетельствует о наличии бронхиальной астмы.

Дополнительная диагностика включает в себя проведение тестов с аллергенами, ЭКГ, бронхоскопию и рентгенографию легких. Лабораторные исследования крови имеют большое значение в подтверждении аллергической природы бронхиальной астмы, а так же для мониторинга эффективности лечения.

Анализа крови. Изменения в ОАК — эозинофилия и незначительное повышение СОЭ — определяются только в период обострения. Оценка газового состава крови необходима во время приступа для оценки тяжести ДН. Биохимический анализ крови не является основным методом диагностики, так как изменения носят общий характер и подобные исследования назначаются для мониторинга состояния пациента в период обострения.
Общий анализ мокроты. При микроскопии в мокроте можно обнаружить большое количество эозинофилов, кристаллы Шарко-Лейдена (блестящие прозрачные кристаллы, образующиеся после разрушения эозинофилов и имеющие форму ромбов или октаэдров), спирали Куршмана (образуются из-за мелких спастических сокращений бронхов и выглядят как слепки прозрачной слизи в форме спиралей). Нейтральные лейкоциты можно обнаружить у пациентов с инфекционно-зависимой бронхиальной астмой в стадии активного воспалительного процесса. Так же отмечено выделение телец Креола во время приступа – это округлые образования, состоящие из эпителиальных клеток.
Исследование иммунного статуса. При бронхиальной астме количество и активность Т-супрессоров резко снижается, а количество иммуноглобулинов в крови увеличивается

Использование тестов для определения количества иммуноглобулинов Е важно в том случае, если нет возможности провести аллергологические тесты.

Чехия

Чехия – один из самых недорогих курортов за границей. Сказочная страна со средневековыми замками понравится и детям, и взрослым: мягкий климат, целебный воздух, медицина европейского уровня, дружелюбный русскоговорящий (большей частью) медицинский персонал. Среди оздоровительных процедур – лечение минеральной водой, ингаляционная и магнитотерапия, ванны. Здесь активно применяют музыкотерапию: дети учатся играть на блок-флейте, что значительно укрепляет дыхательную систему!

Эффективными методиками лечения респираторных и лор-заболеваний известны курортные города Кинжварт и Мариански-Лазне. В санаториях и курортных отелях предлагают спелеотерапию и грязелечение: например, прогревающие аппликации из местной белой глины очень эффективны для лечения хронических отитов, тонзиллитов, ревматических заболеваний суставов.Детский курорт в Лугачовице специализируется на проблемах с астмой, аллергией, синуситами и бронхитами. Программы лечения включают ингаляции местной минеральной водой, физиотерапию, жемчужные ванны, лечение лекарственными растениями, электро- и магнитотерапию.Чехия хороша тем, что для отдыхающих детей организуются подвижные игры на природе, театральные постановки и концерты, экскурсии по легендарным замкам и живописным окрестностям. При этом необязательно стремиться попасть в детский санаторий. Многие курортные учреждения очень внимательны к отдыхающим с детьми: при необходимости сотрудники организуют и присмотр за детьми, и специальное питание, и процедуры.

Стоимость лечения

Наименование Стоимость, руб.
1 Первичный прием врача, доктора медицинских наук 4500*
2 Процедуры в составе по назначению врача:
УЗИС 2700
Озононоультрафиолетовая санация 450
Лазерная фотореактивная терапия 1800-2600
Аппликация микрокомпресса в носовую полость 700
Аппликация живично-прополисной суспензии на слизистые 600
3 Заключительный осмотр врача по результатам лечения 1000

* — При оплате полного курса лечебных процедур, стоимость приёма врача засчитывается в сумму лечения. Курс лечения назначается врачом. Длительность курса составляет 7-12 сеансов в зависимости от диагноза.

Виды астмы

У многих больных бронхиальной астмой вырабатываются антитела к одному или нескольким аллергенам. Эта форма получила название аллергической бронхиальной астмы. Она нередко сочетается с кожными болезнями (нейродермитом) и аллергическим ринитом (насморком). Аллергическую бронхиальную астму называют еще экзогенной, в противоположность эндогенной бронхиальной астме, в развитии которой не играют роль ни предрасположенность к аллергии, ни аллергены из окружающей среды. 

Аллергическая бронхиальная астма обычно развивается в детском и молодом возрасте. К самым частым аллергенам относятся пыльца, плесневые грибы, тараканы, домашняя пыль и эпидермис (внешний слой кожи) животных, особенно кошек. 

Пищевые аллергены бывают причиной астмы гораздо реже, чем воздушные, но некоторые продукты и пищевые добавки могут провоцировать тяжелые приступы. Нередко у больных бронхиальной астмой обнаруживают рефлюкс-эзофагит (заброс кислого содержимого желудочка обратно в пищевод), и его лечение может уменьшить тяжесть бронхиальной астмы.

При бронхиальной астме повышена чувствительность дыхательных путей к целому ряду раздражителей, в том числе к холодному воздуху, парфюмерии, дыму. Приступ удушья могут спровоцировать тяжелая физическая нагрузка и учащенное, избыточное дыхание (вызванное смехом или плачем). 

Лекарственные средства служат причиной примерно 10% приступов бронхиальной астмы. Самый частый вид лекарственной астмы — аспириновая астма. Непереносимость аспирина и других нестероидных противовоспалительных средств обычно развивается в 20—30 лет.

Приступ бронхиальной астмы могут спровоцировать бета-адреноблокаторы (пропранолол, метопролол, тимолол), в том числе те, которые входят в состав глазных капель.

Крым

Отдых с детьми в Крыму очень популярен. Многие верят, что перед воздухом ЮБК не устоит ни гайморит, ни тонзиллит, ни аденоидит. «Действительно, сосны и эвкалипты в сочетании с морским бризом создают уникальный микроклимат, который лучше всего лечит больные гланды и аденоиды, – говорит Ирина Иванова. – Кавказ и Черноморское побережье Краснодарского края, это уже субтропики, климат здесь более влажный, а значит, нежелательный для детей, страдающих от бронхиальных и лор-заболеваний. К тому же, начиная с середины лета в окрестностях Анапы начинает цвести амброзия – похожее на полынь растение, пыльца которого вызывает сильнейшую аллергию. Если хотите подлечить ребенку уши, горло и нос, то Анапу, Сочи и Геленджик лучше исключить. То же самое касается побережья Азова: для отдыха эти места подходят, но море там мелкое, природа – скудная, а ветра – сильные. Поэтому факторов для лечения больного горла или носа недостаточно».Западный Крым – совершенно другое дело. Из-за сочетания морского и степного воздуха, минеральных вод и лечебной грязи часто болеющим и страдающим заболеваниями лор-органов и опорно-двигательного аппарата детям подойдет Евпатория. За целебные грязи ценится город Саки. Хороши для лечения детей: Николаевка, Поповка, Витино. Крым ценят за превосходный климат Мисхора и Ялты, с ее можжевеловыми рощами: воздух, насыщенный ионами йода и фитонцидами хвойных деревьев, очень полезен для носоглотки: после такого отдыха наверняка и простуды уйдут, и иммунитет поднимется!

Лечение астматического бронхита

Лечение астматического бронхита индивидуальное с учётом текущей фазы заболевания. В периоды обострений в комплексе с организацией режима лечения и питания назначаются бронхоспазмолитические препараты. При атонических формах астматического бронхита и сопутствующих дерматоаллергозах применяются противогистаминные медикаменты. В особых случаях при наличии явных симптомов бронхиальной инфекции назначаются антибиотики. При уменьшении острого воспалительного явления рекомендована гимнастика и лечебный массаж.

В нашей клинике «ЛОР-Астма» ведущими врачами-специалистами успешно достигается лечение астматического бронхита при помощи мелкодисперсной санации очагов хронической инфекции. Если аллерген установлен при помощи метода кожных проб, то в периоды ремиссии ведётся элиминационная терапия, а также специфическая гипосенсибилизация.

Прогноз лечения в нашей клинике благоприятный у большинства больных, о чём свидетельствует большое количество положительных отзывов

Обращаем внимание, что если вовремя не начать лечение астматического бронхита, то в 30-40% больных происходит изменение астматического бронхита в бронхиальную астму

Наблюдение при лечении астматического бронхита ведут два специалиста — это врач-пульмонолог и врач-аллерголог. С целью проведения реабилитации проводится неспецифическая и специфическая гипосенсибилизация.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector