Афазия. лекция по логопедии — файл 1.doc

Содержание:

Причины динамической афазии

В основе формирования патологического процесса лежит нарушение функционирования корковых структур в области центра речи головного мозга. В случае динамической афазии у больных повреждается задне-лобные отделы левого полушария – в месте, локализующимся в непосредственной близости от зоны Брока. Этот факт влияет на особенности проявления данной формы афазии – снижение произнесённой речи. Речь пациента становится «бедной», отсутствуют или пропускаются глаголы, больному требуются стимулирующие вопросы.

Существует достаточно большое количество факторов риска, к основополагающим из которых относят:

  • Отягощённый семейный анамнез;
  • Пожилой и старческий возраст;
  • Заболевания сосудов в том числе атеросклероз;
  • Артериальная гипертензия;
  • Ревматические заболевания сердца;
  • Механические травмы и оперативные вмешательства на головном мозге.

Среди причин афазии первенство занимают сосудистые заболевания головного мозга – дисциркуляторные энцефалопатии, острые нарушения мозгового кровообращения. Кроме этого, к афазии приводят заболевания воспалительного характера (менинго-энцефалит, абсцесс головного мозга), заболевания центральной нервной системы хронического течения – болезнь Пика, болезнь Альцгеймера, онкогенные заболевания доброкачественного и злокачественного характера, черепно-мозговые травмы. 

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ помощь при АФАЗИИ для пациентов, проходящих нейрореабилитацию в клинике «Времена года»

В клинике
«Времена года» в комплекс нейрореабилитации, помимо прочих методов лечения, для
больных с нарушениями речи, предусмотрена логопедическая лечебная помощь.
Каждому пациенту составляется индивидуальная программа для пациента в
зависимости от формы афазии (дизартрии). Программа ориентируется на особенности
пациента (возраст, пол, уровень образования, особенности профессиональных
навыков до болезни и др.).

Моторная афазия
афферентного типа

  1. Преодоление расстройств понимания ситуативной и
    бытовой речи.
  2. Растормаживание произносительной стороны речи.
  3. Стимулирование простых коммуникативных видов речи.
  4. Стимулирование глобального чтения и письма.
  5. Преодоление расстройств произносительной стороны
    речи.
  6. Восстановление и коррекция фразовой речи.
  7. Работа над семантикой слова.
  8. Восстановление аналитико-синтетического письма и
    чтения.
  9. Формирование развернутой речи.
  10. Работа по
    осмыслению сложных логико-грамматических
    оборотов речи.
  11. Восстановление
    навыка развернутой письменной речи.

Моторная афазия эфферентного типа

  1. Главная
    задача – преодоление патологической инертности. Восстановительная
    программа та же, что и при афферентной моторной афазии.

Динамическая афазия

  1. Повышение уровня общей активности больного, преодоление речевой инактивности,
    организация произвольного внимания.
  2. Стимулирование простых видов коммуникативной речи.
  3. Преодоление расстройств речевого программирования.
  4. Преодоление расстройств грамматического
    структурирования.
  5. Стимулирование письменной речи.
  6. Восстановление коммуникативной фразовой речи.
  7. Преодоление персевераций в самостоятельном устном и
    письменном высказывании.
  8. Восстановление спонтанной коммуникативной фразовой
    речи.

Семантическая афазия

  1. Преодоление пространственной апрактогнозии.
  2. Восстановление способности понимания слов с
    пространственным значением.
  3. Конструирование сложноподчиненных предложений.
  4. Восстановление способности понимания
    логико-грамматических ситуаций.
  5. Работа над развернутым высказыванием.

Сенсорная афазия

  1. Накопление обиходного пассивного словаря.
  2. Стимулирование понимания ситуативной фразовой речи.
  3. Подготовка к восстановлению письменной речи.
  4. Восстановление фонематического слуха.
  5. Восстановление понимания значения слова.
  6. Преодоление расстройств устной речи.
  7. Восстановление письменной речи.
  8. Восстановление понимания развернутой речи.
  9. Восстановление смысловой структуры слова.
  10. Коррекция
    устной речи.
  11. Восстановление
    чтения и письма.

Акустико-мнестическая афазия

  1. Расширение рамок слухового восприятия.
  2. Преодоление слабости слухо-речевых следов.
  3. Преодоление трудностей называния.
  4. Организация развернутого высказывания.

Логопедическая помощь пациентам при дизартрии

  1. Логопедический массаж.
  2. Логопедическая гимнастика.
  3. Дыхательная гимнастика.
  4. Коррекция звукопроизношения.

Классификация видов афазии

В клинической неврологической практике принято выделить следующие виды афазий:

  • Динамическая, возникает при органическом повреждении задних участков лобных долей. Проявляется нарушением программы высказывания, что приводит как к нарушению восприятия речи, так и нарушению её формирования.
  • Акустико-гностическая, проявляется поражением аналитической зоны Вернике. Характеризуется утратой фонематического слуха. Человек с данной формой перестаёт адекватно воспринимать речь собеседника;
  • Акустико-мнестическая, проявлением становится нарушение зрительного представления о предмете и потеря слуховой памяти. Такая афазия проявляется обеднением речи, пропуском частей речи и наличием парафразированных речевых ошибок;
  • Амнестико-семантическая, при поражении задневисочных отелов головного мозга. Нарушается понимание сложных грамматических конструкций, простая речь не страдает;
  • Эфферентная моторная афазия, проявляется при поражении зоны Брока, при этом у больного появляются артикуляционные дефекты речи или апраксия;
  • Афферентная моторная афазия, развивается с поражением постцентральной борозды. Основным нарушением при данной форме является кинетическое нарушение речи или выраженное затруднение речевой функции, связанной с формированием конкретных звуков. У больного также отмечается нарушение восприятия речевой информации при чтении и письме. 

Клиническая картина

Афазия характеризуется разнообразными нарушениями, которые проявляются более или менее активно в зависимости от клинической формы афазии. Самыми частыми проявлениями афазии становятся следующие симптомы:

  • Больной пропускает фразы и отдельные слова, чаще всего существительные;
  • Повторение одних и тех же словосочетаний или словосочетаний;
  • Медленная речь пострадавшего, с выраженными интервалами между предложениями, либо наоборот речь пострадавшего становится беглой, нелогичной, превращающейся в «кашу»;
  • Наличие парафраз — описательная характеристика смысловой нагрузки слова. Речь становится описательного характера;
  • Пострадавший от афазии не может вспомнить название предмета или объекта, о котором идёт речь, однако знает функцию и внешний его вид.
  • Речь пострадавшего становится экспрессивной и содержит большое количество глаголов.

Причины

Афазия – органическое поражение головного мозга, это означает, что в его причинах лежат серьёзные нарушения метаболической активности. Существует много причин, способных оказать патологическое действие на нейроны головного мозга, к самым распространённым из них можно отнести:

  • Острое нарушение мозгового кровообращения или инсульт;
  • Черепно-мозговая травма;
  • Онкологическое поражение ткани головного мозга;
  • Инфекционные заболевания, такие как энцефалит или менингит;
  • Болезнь Альцгеймера или Пика;
  • Оперативные вмешательства на головном мозге.

Все вышеперечисленные причины могут приводить к повреждению нейронов, участвующих в образовании речевой функции.

Также важно отметить и предрасполагающие факторы, которые значительно повышают риск формирования вышеперечисленных заболеваний. К таким факторам относятся:

  • Дисметаболические нарушения;
  • Дислипидемия и атеросклероз церебральных сосудов;
  • Артериальная гипертензия;
  • Ревматизм.

Последствие инсульта

Чаще всего моторная афазия развивается после перенесённого инсульта. При этом ишемическое повреждение с последующим некрозом происходит в зоне Брока, которая отвечает за моторную функцию речи. Причём чаще всего поражение данной зоны происходит в результате тромбоза ветвей средней мозговой артерии. На втором месте после нарушения мозгового кровообращения находится поражение зоны Брока онкологического характера. 

Моторная афазия

К моторной группе относят разные формы афазий, которых объединяет основная характеристика этого вида нарушений — отсутствие активной устной речи.

Эфферентная — нарушение артикуляции, при котором человек не может свободно перейти от одного звука к другому. Для этого вида патологии характерна неконтролируемая речь, которая может состоять исключительно из случайного набора звуков и слов. Речь становится скудной, пациенты могут не употреблять предлоги, использовать всегда один и тот же падеж. В тяжелых случаях теряется способность читать вслух.
Афферентная — нарушение артикуляции, при котором человек не может определить, что необходимо делать, чтобы произнести тот или иной звук. Пациенты путают близкие по произношению звуки («з» и «с», «б» и «п» и др.), во время речи могут переставлять местами или пропускать буквы, слоги или слова.
Динамическая — к симптомам относят «телеграфный» стиль речи, длинные паузы между словами, отсутствие предлогов, нарушение привычного ритма, смазанная артикуляция, непроизвольный переход на шепот. Обычно у больных снижена речевая активность, словно они не хотят вести диалог.

Разные виды афазий редко встречаются отдельно друг от друга, обычно болезнь имеет смешанную форму. Одной из ее разновидностей является тотальная, характеризуется полной потерей возможности говорить и понимать речь.

АКУСТИКО–МНЕСТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ

Акустико-мнестическая
афазия возникает при поражении средних и задних отделов височной области. Считается, что в ее основе
лежит снижение слухоречевой памяти, которое вызвано повышенной заторможенностью
слуховых следов. Для акустико-мнестической афазии характерна диссоциация между,
относительно сохранной, способностью повторить отдельные слова и нарушением
возможности повторения трех-четырех, не связанных по смыслу, слов (например:
рука-дом-небо и т.д.)

При
акустико-мнестической афазии нарушение речевой памяти является основным
дефектом, т.к. оказываются сохраненными фонематический слух, артикуляторная
сторона речи. Повышенная речевая активность компенсирует трудности
коммуникации. Слухоречевую память этих больных
отличает большая инертность.

Нарушение
объема удержания речевой информации, ее заторможенность приводит к трудностям
понимания при этой форме афазии длинных,
многосложных высказываний, состоящих из пяти-семи слов. Пациенты с трудом
ориентируется в беседе с двумя-тремя собеседниками, «отключается» в сложной
речевой ситуации, не может посещать доклады, лекции, утомляется при восприятии
музыки и радиопередач. Этот факт должен учитываться при назначении таких
методов лечения, как «арт-терапия» и т.п.

При оптической
афазии, вторым вариантом акустико-мнестической афазии, — возникают трудности
удержания на слух, смысловой стороны речи, заключаются в ослаблении и обеднении
зрительных представлений о предмете, в соотношении воспринятого на слух с его
зрительным представлением. Зрительное представление о предмете становится
неполным, не дорисовываются те элементы предметов, которые, с одной стороны,
специфичны именно для них, а с другой – связаны с многозначностью слова
(например, слова носик, гребешок, ручка).

Больные
понимают значение отдельных слов. У них нет артикуляторных трудностей, они не
только многоречивы, но и гиперактивны. Однако при всем этом они лишь
фрагментарно понимают речь в связи с сужением слухоречевой памяти до 1-2 из 3
слов, воспринятых на слух. Речь обильна, мало информативна, изобилует
вербальными парафазиями, но интонационно окрашена.

В письменной
речи при акустико-мнестической афазии больше выступают явления экспрессивного
аграмматизма, т.е. смещение предлогов, а также флексий глаголов,
существительных и местоимений, главным образом, в роде и числе. Номинативная
сторона письменной речи оказывается более сохранной. При записи текста под
диктовку больные испытывают значительные трудности удержания в слухоречевой
памяти даже фразы. Состоящей из трех слов, при этом они обращаются с просьбой
повторить каждый фрагмент фразы.

При
акустико-мнестической афазии сложно воспринимается печатный текст, при чтении.
Это связано с нарушением сохранности слухоречевой памяти.

Коррекция афазии

Мелодико-интонационная терапия

Она, в основном, используется для лечения неактивной афазии. Это связано с использованием жужжания или пения в ритме, известного как мелодическая интонация, повторение фраз и слов. Этот процесс стимулирует деятельность мозга в правом полушарии и может увеличить количество слов, которые может сказать пациент.

Групповая терапия

Небольшая группа людей с афазией встречается с терапевтом и общается. Это дает пациентам возможность совершенствовать свои языковые навыки, взаимодействуя с группой людей.

Повышение коммуникативной эффективности

Это своего рода терапия, которая улучшает коммуникативные навыки пациента, вовлекая его в разговор. Пациенту показывают картинку или рисунок и просят ответить любым доступным способом. Уровень разговора начинается просто, но со временем он станет более сложным.

Обучение компьютеризированным сценариям

Оно включает в себя компьютерный сценарий, основанный на повседневных разговорах. Это дает пациенту возможность практиковать свои коммуникативные навыки, используя реалистичные ситуации.

Несколько советов, которые помогут общаться с людьми с афазией:

Привлекайте внимание человека, прежде чем начать говорить, и поддерживайте зрительный контакт;
Устраните фоновый шум;
Говорите медленнее, чем обычно;
Делайте предложения короткими и простыми, избегайте вопросов, на которые нужен сложный ответ;
Не меняйте тему разговора внезапно;
Не давите на человека, чтобы он быстро ответил, дайте ему время;
Используйте вопросы типа да / нет;
Преуменьшайте ошибки и избегайте их исправления, так как это может их расстраивать;
По возможности занимайтесь обычной деятельностью;
Старайтесь держать бумагу и ручку под рукой, так как это может помочь в общении;
Помните, что способность человека мыслить не обязательно нарушается.

Коррекция афазии

Лечение нарушения специфическое и зависит от причины, по которой импульс не поступает к анализатору речи.

Верный способ лечения, если это возможно, устранение причины афазии, которая спровоцировала возникновение признаков неврологического расстройства. Если это вызвано сопутствующим заболеванием гнойного или опухолевого процесса, то рекомендуется хирургический метод лечения.

В случае возникновения нарушения после перенесенного инсульта проводится экстренная терапии — в зависимости от типа приступа.

Когда заболевание возникает на фоне процесса воспаления, то назначается курсовое лечение антибактериальными средствами. Если процесс затяжной, то проводят гормонотерапию, при условии, что другой, консервативный способ, не принесет должного эффекта.

В период терапии требуется постоянная работа с логопедом, но может потребоваться и более продолжительная поддержка речи (1-2 года) профессионалом.

Степени тяжести моторной дисфазии в зависимости от клинических проявлений

Существует 4 степени тяжести симптома:

  • Легкая.
  • Умеренная.
  • Выраженная.
  • Тотальная.

При легкой степени речь незначительно замедлена, словарный запас слегка уменьшен. Пациент активно использует бытовой лексикон, иногда встречаются слова в переносном значении. Больной описывает ситуации, произошедшие с ним или другими людьми.

Умеренная дисфазия характеризуется ограничением устной речи. Пациент говорит простыми фразами. В словарном запасе сохранены только простые слова на бытовую тему. Больной говорит неактивно, ему тяжело использовать предлоги.

Выраженная дисфазия сопровождается резким ограничением устной речи. При общении больные используют мимику и жесты. Пациент произносит фразы, но они очень простые, грамматически неверные.

ДИЗАРТРИЯ

Дизартрия – это
нарушение произносительной стороны речи, обусловленное нарушением, недостаточностью,
иннервации речевого аппарата.

Клинические
формы дизартрии определяются в зависимости от того, какой именно отдел
двигательной системы пострадал. При всех формах дизартрии нарушается
звукопроизношение за счет неточной моторной установки для воспроизведения фонематических признаков. Внятность
произношения снижается в связи с усилением слюноотделения и появлением
характерных хлюпающих звуков. Просодические характеристики речи также
нарушаются.

В зависимости
от локализации очага поражения выделяются бульбарная, псевдобульбарная,
экстрапирамидная, мозжечковая и корковая формы. Топическая классификация
дизартрии по Е.Н.Винарской.

Бульбарная
форма дизартрии

Обусловлена
поражением ядер, корешков или периферических стволов черепно-мозговых нервов,
находящихся в продолговатом мозге. При таких поражениях развиваются вялые
параличи в мышцах речевых органов, приводящие к потере любых движений —
произвольных и непроизвольных. В связи с тем, что поражение может носить
очаговый характер, соответственно, из акта произношения исключаются действия
тех или иных мышц. Ограничение движения мышц приводит к стойким расстройствам
произношения. При наиболее выраженных расстройствах ассортимент произносимых
звуков может быть сужен до 2-3. В речи больных появляются дополнительные
призвуки, вызванные нарушением дополнительным мышечным напряжением. Внятность
речи страдает пропорционально тяжести и распространенности параличей и парезов
в оральной области. Нарушены как произвольные, так и непроизвольные движения.
Отмечается нечеткость, приглушенность звукопроизношения, назализация звуков.

Псевдобульбарная
форма дизартрии

Возникает при
поражении пирамидных путей на участке от коры до продолговатого мозга. При
данной локализации очага поражения
характерны спастические параличи с нарушением управления произвольными
движениями. Высоко автоматизированные движения, регулируемые на подкорковом
уровне, сохраняются. В речи избирательно страдают сложные в артикуляционном
отношении звуки, требующие более точных мышечных движений. Определяется
повышенный тонус мышц языка и глотки, ограниченность движения губ и языка,
слюнотечение, оральные синкинезии. Речь монотонная, смазанная, голос
немодулированный.

Экстрапирамидная
дизартрия

Является
следствием поражения экстрапирамидной системы. Нарушается управление тонусом
мышц. Возникает дистония и наиболее характерные симптомы – гиперкинезы.
Гиперкинезы проявляются в виде ритмических сокращений мышц (хореический гиперкинез)
и волнообразных движений (атетоидный гиперкинез). Гиперкинезы усиливаются
при усложнении движения и повышения
уровня его произвольности. Поэтому при экстрапирамидной дизартрии наблюдаются
расстройства произношения артикуляционно сложных звуков и выраженные нарушения
просодических компонентов речи.

Корковая
дизартрия

Следствие
очаговых поражений двигательных зон коры головного мозга. Характерны такие
нарушения как дезорганизация сложных
двигательных навыков. Иерархическая структура движений распадается, и все его
элементы, по сути, уравниваются. Отсутствует плавность речи, может быть
саливация.

Мозжечковая
дизартрия

Возникает при
поражении мозжечка или его проводящих путей, речь замедленная, толчкообразная,
скандированная. Снижен тонус и подвижность мышц языка. Выраженные нарушения
темпа и плавности речи.

Профилактика нарушения и прогноз на выздоровление

Определить точные сроки выздоровления не может ни один специалист — в силу того, что это зависит от продолжительности, распространенности и локализации процесса в головном мозге, а также своевременно начатой терапии. В зависимости от состояния пациента определяется динамика выздоровления.

В 90% случаев при поддержке команды специалистов пациентам удается вернуть функцию речи в полном объеме. Лечение лучше проходит у пациентов молодого и среднего возраста, но при этом, если патология развилась в раннем детстве, то существует вероятность, появления на ее фоне тяжелых последствий в будущем.

Чем продолжительнее коррекция афазии, тем выше шанс на выздоровление.

Устройство речевого аппарата

Функционирование нервного аппарата головного мозга человека устроено таким образом, что нам не приходится ежесекундно задумываться о каждом проведённом действии. Большинство отделов центральной нервной системы работает в автономном, т.е. самостоятельном режиме и всё это благодаря миллионам электрохимических связей как между отдельными нейронами, так и между более высшими нервными центрами. Речевой аппарат взрослого человека состоит из нескольких центров и является сложнейшей структурой, которая благодаря нервным связям функционирует как единое целое. Основную роль в развитии и активизации речевой функции играют мозговые речевые и аналитические центры Вернике и Брока. 

Причины афферентной моторной афазии

Причинами формирования моторной афферентной афазии является ряд заболеваний, приводящих к органическому поражению коры больших полушарий, в том числе и зоны Брока, а также премоторной коры. Чаще всего к афферентной афазии приводят заболевания с обширным поражением структур головного мозга, например:

  • Острое нарушение мозгового кровообращения или инсульт. Причём инсульт носит геморрагический характер, при котором происходит массивное кровоизлияние в структуры головного мозга. Пропитывание кровью и сдавление задних областей лобной зоны приводит к поражению центра Брока и развитию афферентной    моторной афазии;
  • Инфекционно-воспалительные заболевания головного мозга. Чаще всего к ним относятся энцефалит или лейкоэнцефалит. Воспалительные заболевания приводят к размягчению тканей головного мозга и формированию полостей абсцессов;
  • Черепно-мозговые травмы, в особенности с выраженным ушибом головного мозга и субарахноидальным кровоизлиянием. Ушиб головного мозга и отёк приводят к сдавлению структур головного мозга, при этом может повредиться и центр Брока;
  • Развитие опухолевого процесса, локализованного в лобных или височных долях на стороне доминантного полушария;
  • Эпилепсия, при наличии эпилептогенного очага в непосредственной анатомической близости от речевого центра головного мозга;
  • Токсическое повреждение структур головного мозга, например, тяжёлыми металлами или другими ядами.

Также способствующим к развитию афферентной моторной афазии можно отнести ряд хронических заболеваний:

Коррекция афазии

Коррекция включает два компонента:

  • логопедический
  • медицинский

Нужно лечить ту болезнь, которая привела к афазии. Причем контроль должен проводиться нейрохирургом или опытным неврологом. Применяют для лечения медикаменты. Но иногда нужна и помощь хирургов. Реабилитационные меры включают массаж, физиотерапию, механолечение и лечебную физкультуру.

Чтобы восстановить нормальную речь, пациент должен посещать специальные логопедические занятия. Следует вести коррекцию относительно всех компонентов речи:

  • импрессивная
  • экспрессивная
  • письменные навыки
  • чтение и понимание текстов

Лечение афазии должно начинаться сразу после перенесения травмы или инсульта по решению лечащего врача. Чем раньше будет начато лечение, тем больше шансов избавиться от патологической симптоматики, не дав ей стать «хронической». Логопедическая работа, направленная на восстановления нормальной речи у больного, длится обычно два или три года.

Скрытый фактор

Семантическая афазия — болезнь неявная, она часто маскируется под другие нарушения, и обнаружить ее довольно сложно. Врачам и педагогам удалось описать заболевание, наблюдая тяжелые формы, которые встречаются крайне редко, и выделить три стадии:

1) легкая — пациенту сложно установить причинно-следственные связи, поэтому он плохо решает логические задачи и не может подобрать к слову синонимы и антонимы;

2) среднетяжелая — возникают проблемы со счетом и математическими задачами, пациент не понимает логико-грамматические конструкции, переносный смысл слов ему недоступен, поговорки и пословицы трактует буквально;

3) тяжелая — к речевым нарушениям добавляются расстройства пространственного восприятия, вплоть до путаницы при названии частей собственного тела, грамматические конструкции, даже падежные окончания, не воспринимаются.

Чаще всего встречается легкая форма. Предложения ребенок строит слишком простые и иногда допускает грамматические ошибки. Он перестает различать части речи. Если существительное подразумевает действие, например «ходьба», пациент сочтет его глаголом. Простые инструкции вроде «покажи стол пальцем» могут выполняться с ошибками или просто не пониматься.

Диагностика

Диагностический поиск направлен на выявление основного заболевания или причины, которая послужила толчком к развитию моторной афферентной афазии. Диагностический план включает стандартный комплекс исследований. Первым делом производят сбор анамнеза заболевания, после чего проводят топическую диагностику, для определения предполагаемого объёма повреждения тканей головного мозга, затем выставляется предварительный диагноз.

Для его уточнения проводится ряд инструментальных исследований, таких как:

  • Магнитно-резонансная томография головного мозга, также возможно применение контрастирования для улучшения характеристик визуализации головного мозга. Магнитно-резонансная томография позволяет выявить онкологическое поражение, наличие и объём гематомы при черепно-мозговой травме;
  • Ангиография церебральных артерий на предмет наличия или отсутствия сосудистой патологии;
  • Ультразвуковое доплеровское исследование сосудов шеи;
  • Люмбальная пункция при наличии подозрений на энцефалит, менингит или лейкоэнцефалит;
  • Электроэнцефалография для исключения патологии эпилептиформного характера или онкологического поражения головного мозга.

Специалисты

Афазия – неврологическое заболевание, это означает, что лечением данной патологии занимается специалист – невролог. Афазию лечат либо в многопрофильных муниципальных больницах в неврологических отделениях, либо в специализированных центрах. Одним из самых прогрессивных и крупных неврологических центров является Клинический Институт Мозга. На базе клиники есть поликлиника, дневной и круглосуточный стационары, которые занимаются профилактикой, лечением и реабилитацией пациентов с самой разнообразной неврологической патологией. На базе реабилитационного блока функционирует центр восстановления речи. Именно в этом центре проходят лечение и коррекцию пациенты перенёсшие черепно-мозговые травмы, острое нарушение мозгового кровообращения и страдающие от различных форм афазии.

Помимо невролога обязательно в лечении больных с афазией принимает участие врач реабилитолог, психотерапевт и логопед.

Профилактика и прогноз для пациентов

Восстановление речи пострадавшего зависит от целого комплекса факторов, главенствующую роль из которых играют:

  • Локализация и объём поражённой мозговой ткани;
  • Уровень расстройства речи;
  • Время от начала реабилитации после травмы или сосудистого поражения;
  • Возраст пострадавшего и его общее состояние.

Самые лучшие результаты ожидаемо наблюдаются у лиц более молодого возраста, однако, не стоит унывать, так как реактивность компенсаторно-восстановительных резервов у каждого человека развита по-разному и при интенсивной реабилитации её можно значительно активизировать.

Профилактика главным образом заключается в предупреждении возникновения повторных или рецидивирующих эпизодов заболевания, провоцирующего развитие афазии. С этой целью необходимо своевременно и регулярно проходить диагностическое обследование и проводить коррекцию даже незначительных отклонений от нормы. Пациенты уже столкнувшиеся с клинически выраженными формами афазии и прошедшие реабилитацию всё равно периодически должны наблюдаться у неврологов или нейрохирургов. 

Клинический институт мозга

Рейтинг: 4/5 —
2 голосов

АКУСТИКО-ГНОСТИЧЕСКАЯ СЕНСОРНАЯ АФАЗИЯ

Для данной
формы афазии характерно нарушение понимания речи при восприятии ее на слух. В основе речевой
акустической агнозии лежит нарушение фонематического слуха. Чужая речь
воспринимается как нечленораздельный поток звуков. Непонимание речи окружающих
и отсутствие явных двигательных нарушений приводит к тому, что больные не
всегда сразу осознают у себя наличие речевого расстройства связанного с
инсультом или травмой.

При сенсорной
афазии с трудом улавливается на слух корневая
лексико-семантическая часть слова, в результате чего обнаруживается
потеря его предметной отнесенности. Однако категориальная отнесенность слова
может быть «воспринята”. Например, услышав слово колокольчик, больной говорит:
«Это что-то маленькое, а что не знаю”. У больных при акустико–гностической
сенсорной афазии, расстраивается слуховой контроль за своей речью. Из за чего,
возникает множество литературных и вербальных парафазий.

Речь у
больного на раннем может быть абсолютно непонятной для окружающих, она состоит из случайных наборов звуков, слогов,
словосочетаний, что получило название «жаргонофазии” или «речевой окрошки”.

Из-за
нарушения фонематического восприятия вторично страдает повторение слов, утрачивается ритмико- мелодическую основа. Период жаргонофазии продолжается не более 1,5 – 2 месяцев,
постепенно уступая место логорее с выраженным аграмматизмом. В исследовании
номинативной функции при сенсорной, акустико-гностической афазии наряду с
правильным называнием наблюдаются попытки объяснить значение слова или найти его через фразеологический контекст.
Например, при назывании яблока произносится: «ну как же, я отлично знаю, что
это груша, не груша, кисленькое яблоко” и т п.

При чтении
появляется множество литературных парафазий, возникает затруднение в нахождении
места ударения в слове, из-за чего осложняется и понимание прочитанного. Но
чтение остается наиболее сохранной речевой функцией при сенсорной афазии.

Письменная
речь нарушена в большей степени и находится в прямой зависимости от состояния
фонематического слуха. Грубые нарушения счета при сенсорной
акустико-гностической афазии наблюдаются лишь на самом раннем этапе.

Прогноз и профилактика

Логопедическая коррекция данного расстройства занимает много времени. В ней должен принимать участие не только врач, но и логопед, близкие и родные пациента. Чем раньше начать лечение, тем больше шансов на успех. Насколько восстановится речь больного, зависит от размера и нахождения в мозге пораженного участка, от возраста и других факторов, которые были описаны выше.

Чаще всего выздоравливают молодые больные. Но, если данный диагноз был поставлен 5-7-летнему ребенку, то речь может быть полностью утрачена, или же прогнозом является грубое нарушение речевого развития. Моторная афазия может завершиться у пациентов любого возраста спонтанно, перейдя в заикание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector