Моторная алалия у детей признаки и лечение

Лечение алалии

Так как данное заболевание является системным, то и подход к коррекции алалии должен быть комплексным. Терапевтические мероприятия включают в себя медикаментозное лечение, физиотерапию (электрофорез, магнитотерапия, водолечение, лазеротерапия, электростимуляция мозга и так далее).

Помимо этого, в обязательном порядке проводится тренировка навыков речи под руководством опытного логопеда. Этот специалист не только учит малыша правильно говорить, но и проводит огромную работу по коррекции таких важных функций, как память, концентрация внимания и так далее.

При симптомах моторной алалии основной акцент делается на правильное произношение звуков, развитие навыков складывания слов в предложения, стимуляции речевой деятельности. Хорошие результаты дают занятия лого ритмикой и логопедический массаж.

При сенсорной алалии у детей специалист учит ребенка различать речь других людей, распознавать слова, связывать между собой визуальный образ предмета и его речевое обозначение.

Основными направлениями терапии алалии являются:

1. Медикаментозное лечение. Ребенку назначают лекарственные средства, которые стимулируют мозговое кровообращение. Кроме этого, малыш должен правильно и сбалансированно питаться. Дополнительно показан прием витаминов группы В (В12, В15).

2. Занятия с логопедом. Это основа терапии алалии. Занятия могут проводиться как в условиях специальной школы, так и в индивидуальном порядке. Для того чтобы достичь результата занятия должны быть продолжительными, систематическими, что требует большого терпения как от ребенка, так и от его родителей.

Занятия с логопедом при алалии

В результате напряженных занятий с логопедом качество речи ребенка начинает улучшаться. Он учится распознавать чужую речь, начинает правильно произносить отдельные слова и слоги, приобретает навыки увязывания визуального изображения предмета с его звуковым обозначением. Далее ребенок начинает правильно складывать слова в предложения, учится правильно ставить окончания.

Помимо занятий, направленных на коррекцию речи, специалист проводит с ребенком занятия, направленные на стимулирование мелкой моторики (собирание конструктора, лепка, рисование, вырезание и так далее).

Очень важно, чтобы дополнительно с ребенком занимались родители. Именно от них во многом зависит успех лечения

3. Рефлексотерапия. Суть данной методики заключается в раздражении электрическими импульсами нужных участков мозга для стимуляции их работы, что существенно облегчает обучение ребенка. Рефлексотерапию разрешено проводить детям в возрасте 9 лет и старше.

4. Физиотерапия. Назначается в зависимости от текущего состояния маленького пациента, проводится курсами. Может включать в себя лечение лазером, магнитотерапию, водолечение и целый ряд других методик.

5. Логопедический массаж. Дополняет другие методы терапии. С его помощью удается активизировать отдельные мышцы рта, которые отвечают за четкость и правильность произношения. Массаж должен делать опытный специалист. Процедура выполняется при помощи специального зонда или вручную. Помимо массажа речевые мышцы развивают при помощи специальных упражнений.

Терапия заболевания проводится в специализированных коррекционных центрах либо детских садах.

Причины болезни

Сенсомоторная алалия развивается вследствие поражений участков головного мозга, которые отвечают за понимание и воспроизведение речи.

Повреждающий фактор может воздействовать в разные периоды развития ребенка:

  1. Во внутриутробном периоде негативно сказываются инфекционные болезни у женщины, угроза выкидыша, многоводие или маловодие, преждевременное излитие вод, обвитие пуповиной, вредные привычки, прием лекарств, сопутствующие заболевания, авитаминозы;
  2. Во время родов повышен риск родовых травм, гипоксии, при которых головной мозг испытывает дефицит кислорода или повреждается. Опасны применение щипцов, стремительные роды;
  3. После родов и первые годы жизни малыша поражение головного мозга может возникнуть в результате травм, энцефалитов и менингитов, тяжелых сопутствующих заболеваний.

Важную роль в развитии сенсомоторной алалии играет отношения с родителями. Доказано, что дети, родители которых относятся отстраненно к своему малышу, игнорируют его потребности в любви, общении, заботе, отстают в развитии от своих сверстников. Это касается и развития речи.

Коррекционная работа при моторной алалии

Ориентирована на преодоление не только речевых, но и неречевых нарушений у ребенка. Выбор логопедической методики зависит от структуры и степени выраженности нарушений при моторной алалии, соотношения речевых и неречевых расстройств, особенностей коммуникации, а также личностных характеристик ребенка.

Важно помнить! В Центре развития речи «Говорить легко» для каждого ребенка с моторной алалией прописывается своя программа коррекционной работы.

Помимо занятий с логопедом детям с моторной алалией рекомендуется:

  1. Наблюдение у невролога;
  2. Занятия с психологом/специальным психологом;
  3. Консультации с кинезитерапевтом.

Важно помнить! Медикаментозное лечение при моторной алалии подбирается только лечащим врачом!

Для детей с моторной алалией будут полезны такие занятия как:

  1. Логоритмика;
  2. Адаптивная физкультура;
  3. Арт-терапия (сказкотерапия, песочная терапия, куклотерапия, музыкотерапия и пр.)

В центре развития речи «Говорить легко» ребенку с моторной алалией предлагается:

  1. Психолого-педагогическое и логопедическое обследование;
  2. Составление программы коррекционно-логопедической работы;
  3. Психолого-педагогическое консультирование семьи;
  4. Занятия  с логопедом;
  5. Занятия с дефектологом;
  6. Логоритмические занятия;
  7. Занятия арт-терапией.

Педагоги Центра владеют различными методиками, технологиями и приемами логопедической работы при моторной алалии; дополнительно проходят обучения и повышение квалификации, участвуют в профильных конференциях, семинарах. 

Как заниматься дома самостоятельно

Существуют домашние методы лечения алалии, то есть заниматься проблемой должны не только специалисты, но и сами родители.

Рекомендуется:

использовать пальчиковые игры дома для стимуляции биологически активных точек на кончиках пальцев ребенка;
при сенсорной алалии стоит помочь крохе ассоциировать слова с их изображениями, картинками, для этого важно читать книги с картинками, называть предметы, указывая на них;
часто разговаривать с ребенком, используя простые, понятные слова, делая паузы между фразами;
поскорее обучить грамоте, это помогает «подтянуться» и быстрее развиваться в умственном плане, не отставать с учебой в школе;
постоянно работать над правильным произношением слов, исправлять кроху и просить его повторить так, как положено.
можно использовать простые логопедические игры, разминки, упражнения. Главное – превратить обучение в игру, а не обязанность, не перенапрягать малыша.

Речевая алалия у детей

В прошлый раз я рассказала о самом частом вопросе ко мне, перед или во время консультаций. Следующий вопрос по, скажем так, рейтингу, это «А у нас точно аутизм, как вы думаете? Знакомая с мед. образованием, говорит что это алалия» или «Нет, нет, у нас алалия с аутичными чертами», или «Если у нас не алалия, а аутизм, значит у него умственная отсталость в итоге будет?» Список можно продолжать, давайте тогда подробнее разберем что такое алалия, какая она бывает, и чем отличается от аутизма, и главное, что нам это дает?

Что такое «алалия?»

Алалия у детей — в строгом смысле слова означает полное отсутствие или выраженный дефицит речи, который проявляется при слухе, в соответствии с нормой, и первичный неповрежденный интеллект, который позволяет детям успешно познавать мир и учиться.  Частыми причинами этого заболевания являются повреждения во время родов областей левого полушария головного мозга, которые контролируют языковые способности, заболевания головного мозга или травмы, перенесенные ребенком в младенчестве, другими словами, в довербальном периоде. Это же обуславливает разделение алалии на различные формы. Алалия характеризуется прежде всего поздним появлением речевых реакций, аграмматизма, словарной бедности, слоговых нарушений, фонематических процессов и дефектов в произношении звука.

Симптомы алалии у детей

Симптоматика болезни может быть ярко выраженной или стертой, последняя усложняет диагностику. В целом же симптомы напрямую зависят от типа алалии.

Моторная алалия характеризуется:

  • нарушением координации движений;
  • в младенчестве кроха не произносит звуков, даже самых простых типа «агу»;
  • сложностью в самообслуживании, к примеру, малыш не может застегнуть пуговицы, завязать шнурки;
  • заторможенностью или наоборот гиперактивностью ребенка;
  • задержкой умственного развития;
  • привычкой общаться не словами, а жестами;
  • проблемами артикуляции;
  • часто наблюдается заикание;
  • использованием простых, примитивных слов, словарный запас очень маленький;
  • ребенок вполне понимает, что ему говорят окружающие, может выполнить действия, не связанные с речью (принести предмет, подать игрушку).

Сенсорному типу болезни присущи:

  • недостаточное понимание речи окружающих;
  • ребенок путает слова, падежи, переставляет слоги, складывает части разных слов в одно, говорит только начало слова или же его окончание;
  • повторяет отдельные слова, не замечая их связи, ведь для него это просто звуки;
  • малышу сложно общаться с другими, он плохо социализируется;
  • для детей школьного возраста характерна низкая успеваемост

Сенсомоторная — это комбинированный вид, при которой нарушена как импрессивная, так и экспрессивная речь, то есть ребенку сложно как понять, что говорят, так и самому что-то произнести.

В этом случае симптомы двух типов соединяются воедино.

Симптомы алалии

Если ребенку уже исполнилось 3 и более лет, а его речь все еще плохо развита или вовсе отсутствует, то необходимо немедленно обратиться к врачу и пройти обследование, так как возможно, что речь идет об алалии.

Клиническая картина зависит от вида алалии. У детей с моторной алалией навыки речи развиваются очень медленно. Малыш плохо формулирует мысли и произносит слова, но прекрасно понимает, что ему говорят другие люди.

Основными клиническими признаками данного вида алалии являются:

  • позднее начало речи, ребенок может начать говорить только в 4 года;
  • малыш путает слова, которые звучат похоже, нелогично строит предложения;
  • часто ребенок видя, что у него не получается, отказывается разговаривать, замыкаясь в себе;
  • ребенок становится невнимательным, заторможенным или, наоборот, гиперактивным.

Чем раньше начнется лечение, тем выше шансы ребенка на выздоровление. Отсутствие своевременной терапии заболевания может привести к развитию целого ряда тяжелых последствий, вплоть до умственной отсталости.

При сенсорной форме заболевания происходит поражение части мозга, которая отвечает за восприятие речи. В результате ребенок алалик не может сопоставить зрительный образ предмета с его звуковым обозначением, то есть он все прекрасно слышит, но не понимает, о чем идет речь.

Основные клинические признаки сенсорной алалии:

  • ребенок много и с удовольствием болтает, но окружающие не могут понять, о чем идет речь;
  • замена букв;
  • отсутствие пауз между словами, в результате чего на слух несколько слов, произнесенных ребенком, воспринимаются как одно;
  • плохое восприятие человеческой речи на слух;
  • развитие умственной недоразвитости;
  • сочетание замкнутости с приступами повышенной эмоциональной и физической активности.

Существует также смешанная форма алалии, при которой поражается большая часть мозга. Клинически данная форма проявляется тем, что дети не могут разговаривать сами и не понимают, что им говорят другие люди. Смешанная форма болезни с трудом поддается терапии и имеет самый неблагоприятный прогноз.

Следует помнить, что заболевание может проявляться не сразу. Если ребенок плохо говорит в 3-4 года или речь у него вообще отсутствует, то необходимо немедленно обратиться к доктору. Чем раньше будет начата терапия, тем более эффективной она будет.

Диагностика

Для постановки диагноза может потребоваться проведение дополнительных обследований:

  1. МРТ головного мозга.
  2. Рентген головы. Электроэнцефалография.
  3. Нейросонография

Диагностические исследования позволяют понять, насколько поражен мозг. Только так можно определить ход лечения и его основные этапы. Также родителям придется посетить отоларинголога и логопеда. На основе комплекса исследований устанавливается диагноз.

Помните, что алалия не способствует снижению слуха и интеллекта. Однако посещение отоларинголога, проведение отоскопии и аудиометрии поможет исключить другие возможные нарушения, которые также могут повлиять на нарушение речи.

Специалисты проводят дополнительно дифференциальную диагностику, которая помогает оценить ряд значимых критериев и точно установить форму алалии. Оцениваются такие навыки:

  • понимание речи и ее восприятие на слух;
  • способность повторять звуки и отдельные слова;
  • реакции ребенка в виде жестов и мимики на обращенную речь;
  • развитие других коммуникативных навыков;
  • динамика развития речи с течением времени.

Важно пройти полное обследование, чтобы более точно подобрать коррекционную программу для ребенка и формат лечения

Клиническая картина

Наблюдаются алалия различной степени: от легких нарушений речи до тяжелых, когда ребенок не говорит до 10—12 лет или, несмотря на длительное обучение, его речь ограничена скудным словарным запасом, сохраняясь на уровне элементарной аграмматичной речи. Различают моторную алалию, развивающуюся при нарушении функций лобно-теменных областей коры левого полушария головного мозга (центр Брока), и сенсорную алалию, возникающую при поражении височной области левого полушария (центр Вернике). Это деление условно, так как при моторной алалии нередко наблюдаются и сенсорные, семантические нарушения. Может быть тотальная алалия, при которой нарушаются моторные и сенсорные компоненты речи. У детей могут быть и семантические расстройства речи, когда при сохранности понимания обиходной речи нарушено понимание значения более сложных слов. Иногда у детей с алалией наблюдаются невротические реакции на имеющийся дефект речи

Отмечается быстрая утомляемость, пониженное внимание и работоспособность, вторичная задержка психического развития.

Моторная алалия характеризуется нарушением экспрессивной речи при достаточной сохранности ее понимания.

В норме у ребенка вначале развивается лепетная речь при отчетливо выраженной мимике и жестикуляции

Отсутствие лепета в возрасте старше года должно привлечь серьезное внимание родителей и персонала детских учреждений. При отсутствии речи до 2,5—3 лет можно предполагать, что у ребенка алалия

Дети с моторной алалией отличаются речевой инактивностью; даже обладая определенными речевыми возможностями, они отказываются говорить, проявляя своеобразный речевой негативизм. Овладев артикуляцией речи, ребенок с алалией испытывает трудности в произнесении звукосочетаний, у него наблюдаются перемещения фонем, персеверации (повторение одного какого-либо звука или слова), упрощения. Так, вместо «ау» он произносит «уа» или «уу», вместо «ауо» — «ао». У ребенка с алалией наблюдаются слоговые парафразии: «ломоток» вместо «молоток» и тому подобное.

С началом фразовой речи выявляются аграмматизмы, которые с накоплением словарного запаса увеличиваются в противоположность их уменьшению у нормально развивающегося ребенка. Аграмматизмы у детей с алалией стойки и выражаются не только в неправильных падежных окончаниях, окончаниях по родам и числам, не только в употреблении глаголов в неопределенной форме и имен существительных в именительном падеже, но и в отсутствии предлогов, союзов, наречий. Нарушения моторной функции речи у ребенка отражаются и на ее понимании.

В процессе обучения ребенка с алалией в его речи постепенно появляются предлоги, союзы, становится доступной формулировка отдельных коротких мыслей; однако сохраняется недостаточная речевая активность, ребенок с алалией (в сравнении со здоровым ребенком такого же возраста) затрудняется в словесной формулировке виденного и в пересказе прочитанного. Письмо ребенка отражает весь путь его речевого развития: оно аграмматично, изобилует буквенными, слоговыми и словесными парафазиями.

Иногда у детей с моторной алалией в разные сроки развития речи, особенно при переходе к фразовой речи, отсутствует плавность речи, появляется заикание. Большей частью это наблюдается при патологических процессах в левой премоторной области. Таких детей необходимо обучать плавности речи, мелодичности, разнообразию интонаций.

Сенсорная алалия характеризуется нарушением понимания ребенком речи при сохранности элементарных слуховых восприятий. У детей с сенсорной алалией наблюдается крайняя лабильность слухового внимания и нарушения фонематического слуха. Случаи изолированной сенсорной алалии редки. В противоположность детям с моторной алалией, больные сенсорной алалией проявляют значительную речевую активность даже в период лепетной речи. Нередко у них развивается возможность повторения чужой речи еще без понимания повторяемых слов, что является прогностически благоприятным признаком.

Лечение детской алалии

Детскую алалию любой формы лечат комплексным методом: медицинское лечение, психологическая и педагогическая коррекция. Для больных детей существуют специализированные дошкольные учреждения, стационары, коррекционные центры, санатории.

Медикаментозная терапия

Медикаментозная терапия проводится с целью стимуляции развития структур головного мозга. Показаны неотропные препараты (Энцефабол, Гаммолон, Цераксон, Когитум, Кортексин), назначающиеся как монотерапия. Оптимальная дозировка, курс лечения определяется лечащим врачом индивидуально для каждого ребенка. С первых дней используется малая доза лекарства, затем ее постепенно увеличивают. Лечение длится от одного до трех месяцев, затем через определенный интервал времени курс повторяется. Лекарственные неотропные средства обычно не имеют побочных эффектов.

Обязательно соблюдение сбалансированного разнообразного рациона детского питания. Рекомендуется употреблять пищу с достаточным количеством белков, углеводов, являющихся строительным материалом организма. Употребление витаминов, минералов способствует укреплению иммунитета. В качестве общеукрепляющей терапии прописывают прием витаминов В12, В15.

Физиотерапия

Детям с диагнозом «Общее речевое недоразвитие» рекомендуется проходить курсы физиотерапии. Хорошие результаты достигаются водолечением. Эта процедура предусматривает химическое, термическое, механическое воздействие водой на организм. Она является иммуностимулирующим, расслабляющим, тонизирующим, общеукрепляющим средством. В качестве вспомогательного лечения применяют также лазеротерапию, магнитотерапию.

Лечение алалии обоих видов рефлексотерапией подразумевает стимуляцию мозговых отделов электрическими импульсами. Процедура проводится путем раздражения рефлексогенных точек на теле. Такая манипуляция активирует рефлекторные нейро – гуморальные механизмы определенных органов.

Педагогическая коррекция

Неотъемлемым элементов для лечения алалии является работа с логопедом. К логопедическим упражнениям относят следующие способы.

  • Языковая гимнастика с неоднократным повторением звуков позволяет добиться правильной работы артикуляционного аппарата и должного воспроизведения звуков
  • Работа с картинками способствует формированию навыков соотнесения изображения с понятием. Ребенок учится называть слова, правильно озвучивать их окончания.
  • Игры по развитию мелкой моторике рекомендуются для развития речевых навыков. Одновременно с лепкой из пластилина, песка, складывания фигурок, несложных конструкций из кубиков дети обучаются новым словам.
  • Проведение логопедического массажа широко практикуется при лечении алалий. Он развивает отдельные мышцы рта, ставит навыки правильного произношения. Ребенок учится управлять мышцами с помощью вытягивания губ, удержания языка у верхнего неба, круговых движений языком.

Лечение недоразвития речи носит длительный характер и должно проводиться в системе. Тогда оно будет иметь положительный результат.

Коррекция алалии

Дети с алалией нуждаются в обязательной консультации детского невролога, логопеда, обследовании детского нейропсихолога.

Нейропсихологическое обследование –  детей с алалией необходимо для выявления и оценки характера и степени повреждения головного мозга.

Нейропсихологическое обследование ребенка с алалией включает диагностику слухоречевой памяти и начинается с выяснения перинатального анамнеза и особенностей раннего развития ребенка

Особое внимание обращается на сроки психомоторного и речевого развития. Диагностика устной речи (импрессивной речи, лексико-грамматического строя, фонетико-фонематических процессов, артикуляционной моторики и т

д.).

Коррекция алалии, при любых ее формах, должна носить комплексный психолого-медико-логопедический характер.

Работа над речью ведется на фоне медикаментозной терапии,  обязательной нейропсихологической коррекции, направленной на стимуляцию созревания мозговых структур, нейроакустической стимуляции –  (Метод Томатис).

При алалии важно работать над развитием общей и мелкой моторики, высших психических функций (памяти, внимания, представлений, мышления). Учитывая системный характер нарушения, нейрологопедические занятия по коррекции алалии предполагают работу над всеми сторонами речи

При моторной алалии у ребенка стимулируется речевая активность; ведется работа над формированием активного и пассивного словаря, фразовой речью, грамматическим оформлением высказывания; развитием связной речи, звукопроизношением. В канву логопедических занятий включаются логоритмика, нейроакустическая коррекция и логопедический массаж

Учитывая системный характер нарушения, нейрологопедические занятия по коррекции алалии предполагают работу над всеми сторонами речи. При моторной алалии у ребенка стимулируется речевая активность; ведется работа над формированием активного и пассивного словаря, фразовой речью, грамматическим оформлением высказывания; развитием связной речи, звукопроизношением. В канву логопедических занятий включаются логоритмика, нейроакустическая коррекция и логопедический массаж.

При сенсорной алалии ставятся задачи овладеть различением неречевых и речевых звуков, дифференциацией слов, соотнесением их с конкретными предметами и действиями, пониманием фраз и речевых инструкций, грамматическим строем речи. По мере накопления словаря, формирования тонких акустических дифференцировок и фонематического восприятия становится возможным развитие собственной речи ребенка.

При различных формах алалии рекомендуется сравнительно раннее обучение детей грамоте, поскольку письмо и чтение позволяет лучше закрепить усвоенный материал, а также контролировать устную речь.

Залогом успеха коррекционной работы при алалии служит ее раннее (с 2.5-3 года) начало, комплексный характер, системное воздействие на все компоненты речи, формирование речевых процессов в единстве с развитием психических функций. В значительной степени на прогноз влияет степень органического поражения головного мозга. В процессе школьного обучения у детей с алалией могут появиться нарушения письменной речи (дисграфия и дислексия). Поэтому нужно обязательно помнить, что

Лечение алалии

В логопедии качество речи каждого ребенка определяется термином «общее недоразвитие речи (ОНР)». Это не диагноз, а логопедическая классификация, согласно которой выделяют несколько уровней.

  • 1 уровень — отсутствует общеупотребительная речь (или полностью или ребенок использует звуки и звуко-комплексы;
  • 2 уровень — есть начальные элементы речи, но бедный запас слов, трудности с произношением, есть трудности при порождении предложения или восприятии предложения;
  • 3 уровень — у ребенка есть развернутая фразовой речь, но фонетически и грамматически она недоразвита;
  • 4 уровень — полноценная речь, но есть фонетические и грамматические трудности.

Коррекционная работа начинается с определения уровня ОНР и в процессе реабилитации ребенок постепенно переходит с низкого уровня на более высокий. Учитывая сложность речевой патологии, важна совместная работа педиатра, психолога, логопеда и родителей. Реабилитацию проводят в речевых центрах или амбулаторно, но с участием логопеда. Родители должны быть готовы работать со своим ребенком по 8 часов ежедневно на протяжении 2-3 лет. Реабилитация включает:

  • составление индивидуальной программы;
  • проведение занятий со всеми специалистами, включенными в программу;
  • работа родителей с ребенком в домашних условиях (специалисты обучают родителей и контролируют их);
  • выполнение домашних заданий;
  • создание правильной языковой среды.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector