Сдвг у взрослых: симптомы и лечение

Почему мальчики не болеют

Учитывая, что мутирующий ген несет в себе Х-хромосома, то девочки в плане заболевания находятся в более «выигрышной» позиции. У них присутствует две Х-хромосомы. Поэтому если одна из них «бракованная», то вторая функционирует нормально. Это дает девочке хоть малый шанс на нормальное существование.

У мальчика Х-хромосома одна. Если она имеет мутационный ген, значит, выпадает из работы полностью, и ее нечем заменить. Такие малыши мужского пола, как правило, погибают еще внутриутробно, так и не родившись. Поэтому синдром Ретта у мальчиков встречается крайне редко.

Но, несмотря на такую особенность заболевания, очень редко, но все-таки мальчики с подобным синдромом выживают. Это может быть связано с тем, что не все гены в Х-хромосоме подвергаются мутации. Из-за этого заболевание развивается не столь остро.

Другая причина – наличие у мальчика синдрома Клайнфельтера. При этом наблюдается полисомия половых хромосом, то есть их набор составляет ХХУ. И, если одна Х-хромосома имеет патологический ген, то вторая может регулировать синтез белка и дарить мальчику возможность жизни. Получается такая же картина, как и у девочки.

Лечение СДВГ

Как избавиться от СДВГ? СДВГ лечат при помощи психотерапии и медикаментов. Однако к последнему прибегают только в крайних случаях. Лекарства выписывает невролог или психиатр. Как правило, назначают ноотропы и стимуляторы.

Можно или нет полностью вылечить СДВГ? От 30 до 70% людей полностью вылечиваются от СДВГ. В остальных случаях удается сгладить проявления синдрома. При правильном лечении ребенок может успешно учиться и адаптироваться к жизни в социуме. План лечения подбирается строго индивидуально. Он зависит от причин, типа и проявлений синдрома. А также при подборе схемы терапии специалисты учитывают индивидуальные особенности ребенка и его условий жизни.

В рамках психокоррекции используют когнитивно-поведенческую психотерапию. Через игру и упражнения психолог помогает ребенку развивать самоконтроль.

Не последняя роль в коррекции проявлений СДВГ отводится семье. Как взаимодействовать с гиперактивным ребенком – рекомендации родителям:

Составьте режим дня, сна и бодрствования. Помогите ребенку соблюдать его. Например, оформите инструкции в виде плакатов, таблиц, графиков, постеров и т.д

Особенно важно следить за соблюдением сна, так как недосып делает ребенка еще рассеяннее.
Подберите режим питания. При помощи продуктов можно регулировать биохимию мозга

При СДВГ рекомендуется есть больше белка и меньше углеводов, особенно простых. А чтобы ребенок охотнее следовал правилам питания, нужно всем членам семьи придерживаться установленного режима.
Оптимизируйте пространство в комнате ребенка. Позаботьтесь о том, чтобы все было просто, понятно и удобно. Создайте порядок, который будет непросто разрушить.
Устраняйте отвлекающие факторы. Например, рабочий стол стоит поставить подальше от окна. Во время занятий важно отключать телевизор и телефон. На столе должен лежать минимальный набор необходимых предметов и т.д.
Каждую задачу разбивайте на подзадачи. Если хотите поручить ребенку что-то, то нужно все разжевывать. Например, вместо «Полей цветы» стоит выдвинуть несколько просьб: «Пожалуйста, сходи на кухню», «Возьми лейку», «Вернись в комнату», «Полей цветы», «Пожалуйста, отнеси лейку на кухню». И такая разбивка применима для любого задания и для любой сферы.
Предоставляйте выбор. Это касается игрушек, одежды, еды, обучения. Однако выбор не должен быть большим – достаточно 2-3 вариантов.
Избегайте угроз, хвалите, поощряйте и создавайте ситуации успеха. Давайте такие задания, с которыми ребенок наверняка справится. А также помогите ему найти хобби, увлечение. Все это повышает самооценку и помогает в социализации.

Задача родителей – создать комфортные условия для развития ребенка с учетом всех его особенностей. Однако в то же время он не должен чувствовать себя каким-то не таким, ущербным, больным, ограниченным, ненормальным и т.п.

Не будет лишним обратиться за консультацией психолога, чтобы он составил список рекомендаций именно для вашего сына или дочери. Кроме этого, рекомендуется периодически посещать специалистов, отслеживать динамику лечения и корректировать его при необходимости.

Интересно! Специалисты отмечают, что СДВГ чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Однако в случае с последними заболевание сложнее поддается лечению.

Лечение заболевания

В России дефицит внимания у детей распространен, его лечение состоит из комплекса мероприятий и контролируется на всех этапах. Главным воздействием на пациента считается психотерапия, а также коррекция поведения путем педагогического контроля и нейропсихологического влияния.

В первую очередь доктор проводит беседу с родителями и ближайшим окружением пациента, разъясняет им особенности взаимодействия с больным. Перед родителями устанавливаются задачи, которые необходимо обязательно выполнять:

  1. Воспитание должно быть строгим. Не следует сюсюкать, жалеть ребенка, все ему разрешать. В противном случае чрезмерная опека и любовь усилит протекающие симптомы заболевания.
  2. Не требовать от ребенка выполнения действий, с которыми он не в силах справиться. Невозможность выполнения поставленных задач ведет к увеличению капризности, нервозности, недовольства собой и еще большему падению самооценки пациента.

Для медикаментозного лечения назначается комплексная терапия. Препараты подбираются на основании выявленных признаков в индивидуальном порядке. Для лечения синдрома дефицита внимания применяются следующие средства:

  1. Для центральной нервной системы вегетативного характера, ее стимулирования прописываются Пемолин, Декстроамфетамин или Метилфенидат;
  2. Рекомендуется применение трициклических антидепрессантов, таких как Амитриптилин, Имипрамин, Тиоридазин;
  3. Следует принимать таблетки ноотропного ряда: Семакс, Ноотропил, Фенибут, Церебролизин;
  4. Психостимуляторы: Дексметилфенидат, Дексамфетамин или Левамфетамин.

Дополнительно назначаются витамины, стимулирующие мозговую активность. Терапия осуществляется в низких дозировках, чтобы не спровоцировать развитие у несовершеннолетнего побочных явлений.

Дополнительно к медикаментозному воздействию можно применять физиотерапию и лечебный массаж. Процедуры этого комплекса направлены на устранения травм, полученных при рождении малыша. Это положительно влияет на мозговое кровообращение и давление внутри черепа.

Применяется перечень упражнений:

  1. Лечебная гимнастика проводится ежедневно, стимулирует укрепление мышечной ткани плечевого пояса и шеи;
  2. Массаж зоны воротника – должен проводиться до 3-х раз в год по 10 процедур ежедневно в течение 10-15 минут;
  3. Проводится физиотерапия с помощью инфракрасного излучения, способствующего прогреванию определенной зоны. Осуществляется по 10-15 сеансов не чаще 2-х раз в год.

Назначать комплекс мероприятий физиологического воздействия должен только лечащий врач. Обращение к неквалифицированному специалисту может стоить больному здоровья.

Гиперактивность можно устранить и без комплексного медикаментозного лечения. Можно воспользоваться народными средствами, пропить успокоительные травы, такие как шалфей, ромашка или календула.

Кроме этого, следует набраться терпения и уделять маленькому человеку больше внимания, выполняя следующие рекомендации:

Находить время на общение с ребенком;
Отдать малыша в развивающие кружки;
Со школьником следует вместе учить уроки, больше заниматься, воспитывать его усидчивость и внимание;
При гиперактивности требуется найти применение его непоседливости и энергии: отдать на танцы, бег или другие подвижные спортивные занятия;
Не проявлять агрессию, не ругать больного, демонстрировать больше спокойствия и сдержанности;
Поддерживать все начинания и увлечения своего ребенка

В этой ситуации важно не спутать вседозволенность и принятие маленького человека в качестве самостоятельного индивида.. При следовании этим правилам лечение ребенка будет постепенно приносить результат
Не стоит ожидать моментального прогресса, но не следует забрасывать занятия

Можно использовать в комплексе и таблетки, физиотерапию и зарядку, а также самостоятельно влиять на маленького пациента. Главное, не терять надежды и выполнять рекомендации лечащего врача

При следовании этим правилам лечение ребенка будет постепенно приносить результат. Не стоит ожидать моментального прогресса, но не следует забрасывать занятия. Можно использовать в комплексе и таблетки, физиотерапию и зарядку, а также самостоятельно влиять на маленького пациента. Главное, не терять надежды и выполнять рекомендации лечащего врача.

Синдром дефицита внимания у детей проявляется разными симптомами. Если выявить заболевание на начальных стадиях, то его можно быстро излечить даже при отсутствии препаратов. В такой ситуации залогом для победы над заболеванием являются терпение и настойчивость родителей в воспитательных моментах.

СДВГ: известные методы лечения и коррекции

О центре — Практическая деятельность — Синдром дефицита внимания и гиперактивности — СДВГ: известные методы лечения и коррекции

Современный взгляд на проблему коррекции проявлений синдрома дефицита внимания и гиперактивности предусматривает комплексный подход, включающий медикаментозные и немедикаментозные методы, которым в частности относятся модификация поведения, психотерапия, педагогические и нейропсихологические коррекционные методики и др.Основные методы лечения:

Медикаментозная терапия

Специфические препараты для лечения основных проявлений СДВГ у детей и взрослых (дефицит внимания, гиперактивность, импульсивность):

  • Психостимуляторы (в России в настоящий момент запрещены к применению): метилфенидат и его формы с замедленным выделением (Риталин — SR, Консерта);
  • Специфический препарат для лечения СДВГ: Страттера — атомоксетин (с марта 2007 года в аптеках России).

Медикаментозная терапия Минимальной Мозговой Дисфункции (не оказывают выраженного влияния на гиперактивность и импульсивность):

  • Ноотропы и нейрометаболические препараты (Ноотропил, Нооклерин, Фенотропил, Фенибут, Пантогам, Глиатилин, Акатинола мемантин);
  • Препараты влияющие на метаболизм нейромедиаторов в ГМ (Кортексин, Церебролизин, Семакс);
  • Препараты влияющие на мозговое кровообращение — Кавинтон, Инстенон.

Медикаментозная терапия используемая для коррекции специфических психиатрических проблем (аффективные нарушения, агресивность, тики… и др. психические нарушения иногда сопутствующие СДВГ):

  • Сонапакс (тиоридазин);
  • Рисполепт (рисперидон);
  • Тиаприд.

Немедикаментозные методы лечения

Метод биологической обратной связи (БОС)Нейропсихологическая коррекция: различные методики, направленные, в частности, на улучшение взаимодействия между полушариями головного мозга.

Другие дополнительные методы помощи при СДВГ

Психотерапия (как дополнение к основным методам лечения):

  • Индивидуальная, поведенческая (модификация поведения, жетонная система);
  • Групповая (игровая, арт-терапия, в т. ч., например, данс-терапия);
  • Семейная (в т. ч. игровая, «семейное дыхание»);
  • Психологические тренинги (уверенности в себе, коммуникативных навыков, и для родителей – тренинги родительских навыков и родительской компетентности).

Педагогическая коррекция (как дополнение к основным методам лечения):

  • обучение метакогнитивным стратегиям (как правильно учиться, лучше организовать свою учебу);
  • учебные программы, ориентированные на индивидуальные стили обучения – learning styles – для детей с визуальными, или аудиальными, или кинестетическими способностями.

Малоэффективные методы лечения и методы с неподтвержденной эффективностью:

  • Транскраниальная микрополяризация (противоречивые данные об эффективности);
  • Остеопатическое лечение;
  • Диетотерапия: Диета Файнгольда (+ фосфат-, салицилат-, оксалат-редуцирующие диеты);
  • Витамины (Нейромультивит);
  • Пищевые добавки и БАДы (Омеганол, Йодомарин, Глицин);
  • Гомеопатические и препараты растительного происхождения препараты (Неврохель);
  • Рефлексотерапия.

Рекомендации родителям гиперактивных детей

В своих отношениях с ребёнком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчёркивайте даже незначительные успехи. Чаще говорите «да», избегайте слов «нет» и «нельзя».

1. Поручите ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно (ходить за хлебом, кормить собаку и т.д.) и не выполняйте их за него.

2. Заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нём вместе с ребёнком его успехи дома и в школе.

3. Введите балльную или знаковую систему вознаграждения: (можно каждый хороший поступок отмечать звёздочкой, а определённое их количество вознаграждать игрушкой, сладостями или давно обещанной поездкой).

4. Избегайте завышенных или заниженных требований к ребёнку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.

5. Определите для ребёнка рамки поведения — что можно и что нельзя. Гиперактивные дети должны справляться с обычными для всех подрастающих детей проблемами. Эти дети не нуждаются в том, чтобы их отстраняли от требований, которые применяются к другим.

6. Не навязывайте ему жёстких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами. Требуйте выполнения правил, касающихся его безопасности и здоровья, в отношении остальных не будьте столь придирчивы.

7

Вызывающее поведение Вашего ребёнка — его способ привлечь Ваше внимание. Проводите с ним больше времени

8. Поддерживайте дома чёткий распорядок дня. Приём пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время. Награждайте ребёнка за его соблюдение.

9. Если ребёнку трудно учиться, не требуйте от него высоких оценок по всем предметам. Достаточно иметь хорошие отметки по 2-3 основным.

10. Создайте необходимые условия для работы

У ребёнка должен быть свой уголок, во время занятий на столе не должно быть ничего, что отвлекало бы его внимание. Над столом не должно быть никаких плакатов и фотографий

11. Избегайте по возможности больших скоплений людей. Пребывание в магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребёнка чрезмерное возбуждающее действие.

12. Оберегайте ребёнка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной подвижности. Не позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора.

13. Старайтесь, чтобы ребёнок высыпался. Недостаток сна ведёт к ещё большему ухудшению внимания и самоконтроля. К концу дня ребёнок может стать неуправляемым.

14. Развивайте у него осознанное торможение, учите контролировать себя. Перед тем как что-то сделать, пусть посчитает от 10 до 1.

15. Помните! Ваше спокойствие — лучший пример для ребёнка.

16. Давайте ребёнку больше возможности расходовать избыточную энергию.

17. Воспитывайте у ребёнка интерес к какому-нибудь занятию

Ему важно ощущать себя умелым и компетентным в какой-либо области. Найдите те занятия, которые бы «удавались» ребёнку и повышали его уверенность в себе

Проявления патологии

Первые признаки такой патологии, как минимальная мозговая дисфункция у детей, можно заметить в самом раннем возрасте. Видоизмененная форма черепа и ушных раковин, отклонение от нормы в строении нёба и роста зубов – все это является визуальными проявлениями ММД у детей.

Клиническая картина патологии достаточно обширна. Она может иметь самые разные проявления:

  • расстройства вегетативного характера. К таковым можно отнести чрезмерное потоотделение, мраморность кожных покровов, сбой в работе ЖКТ (неустойчивость стула, частые колебания запоров и поноса), неустойчивый пульс и функционирование сердечно-сосудистой системы;
  • слабый мышечный тонус и двигательные расстройства. Тонус мышц может быть неравномерным, наблюдается асимметрия сухожильных рефлексов, недостаточность мелкой моторики. Таким деткам особенно трудно застегивать пуговицы или завязывать шнурки, у них возникают сложности при работе с ножницами, рисовании карандашом или письме ручкой. Из-за того, что мышцы лица также ослаблены, мимика ребенка достаточно бедна, он практически никогда не строит рожицы и не гримасничает. Детям с ММД трудно ловить мяч, ездить на велосипеде или ходить по одной линии;
  • сказывается расстройство и на поведении детей. Обычно такие малыши весьма активны, они неусидчивы, легко отвлекаются, им трудно сосредоточится на выполнении полученного задания;
  • нестабильный эмоциональный фон. У деток наблюдаются частые перепады настроения.

Минимальная мозговая дисфункция сопровождается высокой степенью истощаемости нервных клеток, расположенных в верхних слоях коры головного мозга. Следствием этого является быстрая утомляемость, также возникают определенные сложности с памятью и формированием запаса общих понятий. Все это ведет к психическим и речевым задержкам в развитии.

Дети с ММД испытывают трудности и в социальной сфере. Они легче находят общий язык с детьми, которые младше их по возрасту, тогда как излишняя возбудимость и склонность к созданию конфликтных ситуаций не позволяет наладить контакты с ровесниками в стенах дошкольных образовательных учреждений. У таких детей могут быть проблемы с засыпанием, они часто ворочаются во сне, большинство из них страдают недержанием мочи.

Постепенно, когда малыш становится старше, клинические проявления расстройства бесследно проходят. Согласно статистике, в младшем дошкольном возрасте ММД наблюдается примерно у каждого пятого из детей, а уже в начальных классах патологию можно встретить у одного из 20 учеников

Но это возможно лишь в том случае, если воспитанию и образованию ребенка с ММД уделяется особое внимание. Лишь в очень редких случаях некоторые из проявлений расстройства сохраняются у взрослых

Признаки СДВГ у взрослых людей

Признаки СДВГ у взрослых проявляются ярко и отчетливо. И хотя со стороны может казаться, что человек просто сильно устал, не выспался или перенес эмоциональные потрясения, близкие знают, что это его обычное состояние и поведение.

Можно говорить, что человек имеет синдром дефицита внимания, если в его поведении можно заметить большую часть следующих признаков:

  • сложности с самоорганизацией;
  • постоянное чувство недостигнутых целей (вне зависимости от реальных результатов);
  • хроническая прокрастинация (человек долго не может взяться за дело);
  • проблемы с последовательностью действий;
  • необдуманные высказывания (без учета времени и уместности);
  • невозможность терпеть скуку;
  • сложности с концентрацией внимания, склонность отвлекаться от дела или разговора (может сменяться периодами сверхсосредоточения);
  • частые нарушения принятых обществом норм и правил;
  • импульсивное поведение: перемена планов, смена места работы, жительства, необдуманные траты денег и др.;
  • склонность к тревожности и переживаниям, игнорирование существующих проблем;
  • резкие перепады настроения, связанные даже с незначительными поводами;
  • заниженная самооценка;
  • склонность к различным видам зависимостей;
  • игнорирование сигналов собственного организма (боль, голод и др.), отсутствие самонаблюдения.

Из чего состоит внимание?

130 лет назад Уильям Джеймс определил внимание как «избирательную направленность восприятия на тот или иной объект». Согласно теории, разработанной Даниэлем Канеманом, внимание интерпретируется как внутреннее усилие, связанное с решением задачи

При этом усилия ограничиваются количеством энергетических ресурсов, то есть внимание может истощаться.

Согласно гипотезе доктора Познера [] и его коллег, функцию внимания можно разделить на три следующих функциональных компонента:

  1. Бдительность
  2. Ориентировка
  3. Исполнительный контроль

Представьте, что вы ведете автомобиль и должны поддерживать непрерывное внимание или бдительность, что обеспечивается работой правой лобной и правой теменной областей коры. Вы поворачиваете налево и поочередно переключаете внимание с одной полосы движения на другую, включая второй компонент — ориентировку, или ориентацию (направление) внимания на важные объекты

Данный компонент работает благодаря верхне-теменной и височно-теменным областям, а также лобному центру взора. Но самый сложный компонент — это третий (распределение внимания между конкурирующими объектами) — связан с работой более «интеллигентных» областей мозга: поясной извилины и префронтальной коры.

Два первых компонента работают преимущественно автоматически, а третий компонент используется произвольно. Кроме этого, Познер и его коллеги для описания внимания использовали образ луча прожектора, который переключается с одного объекта на другой, освещая его с определенной интенсивностью.

Классификация

Из 4,7% взрослых с СДВГ примерно 19% демонстрируют преимущественно симптомы гиперактивности.

В DSM-5 , или « Руководстве по диагностике и статистике психических расстройств» , издание 2013 г., определены три типа СДВГ:

  1. Преобладающий Невнимательная презентация
  2. Преимущественно гиперактивно- импульсивное представление
  3. Комбинированный тип, который отображает симптомы из обоих представлений

Чтобы соответствовать диагностическим критериям СДВГ, человек должен отображать:

  • не менее шести симптомов невнимательного типа для невнимательного типа
  • минимум шесть симптомов гиперактивного типа для гиперактивно-импульсивного типа
  • все вышеперечисленное, чтобы иметь комбинированный тип

Симптомы (см. Ниже) должны были присутствовать еще до того, как человеку исполнилось семь лет, и должны были мешать как минимум двум сферам его или ее жизнедеятельности (например, дома и в школе или на работе) за последнее время. шесть месяцев. Однако критерии DSM-IV для СДВГ были адаптированы к типу симптомов, которые будут проявляться у детей, и поэтому могли недооценивать распространенность СДВГ у взрослых. В 2013 году в новом DSM-5 были пересмотрены некоторые из этих критериев с более мягкими требованиями к диагностике, особенно у взрослых, и возрастным пределом для симптомов, впервые возникающих, до 12 лет.

Уход

Предлагаемое лечение СДВГ у взрослых должно включать комбинированный подход, включающий психосоциальные вмешательства (поведенческие или когнитивные), лекарства, профессиональные вмешательства и регулярную последующую поддержку. Лечение часто начинается с лекарств, выбранных для устранения симптомов СДВГ, наряду с любыми сопутствующими заболеваниями, которые могут присутствовать. Само по себе лекарство, хотя иногда и эффективно для коррекции физиологических симптомов СДВГ, не устранит недостаток навыков, которые многие взрослые не смогли бы приобрести из-за своего СДВГ (например, человек может восстановить способность сосредотачиваться с помощью лекарств, но такие навыки, как организация , расставление приоритетов и эффективное общение потребовало времени для совершенствования других).

Лекарства

Лекарства, помогающие лечить СДВГ, включают психостимуляторы и нестимуляторы. Рекомендации и доступность различных вариантов приема лекарств могут различаться в зависимости от страны, в которой проживает человек.

Стимуляторы

Амфетамин и его производные , прототип стимуляторов, доступны в формах немедленного и длительного действия. Амфетамины действуют посредством множества механизмов, включая ингибирование обратного захвата, вытеснение переносчиков из пузырьков, обращение переносчиков захвата и обратимое ингибирование МАО. Таким образом, амфетамины активно увеличивают высвобождение этих нейромедиаторов в синаптическую щель . В краткосрочной перспективе хорошо переносится метилфенидат , препарат, стимулирующий производные бензилпиперидина и фенэтиламина . Однако долгосрочные исследования у взрослых не проводились, и опасения по поводу повышения артериального давления не выявлены. Метилфенидат увеличивает концентрацию дофамина и норэпинефрина в синаптической щели, способствуя усилению нейротрансмиссии. Он действует, чтобы блокировать переносчики обратного захвата дофамина и норадреналина , тем самым замедляя удаление этих нейромедиаторов из синапсов. Декстроамфетамин — амфетамин короткого действия.

В Великобритании клинические руководства рекомендуют использовать психостимуляторы в качестве лечения первой линии. Для людей, которых нельзя лечить стимуляторами из-за расстройства, связанного с употреблением психоактивных веществ или других противопоказаний, в Великобритании рекомендуется использовать атомоксетин в качестве лечения первой линии. В Канаде клинические руководства предполагают, что лечение первой линии должно быть метилфенидатом или лиздексамфетамином. Лечение второй линии в Канаде включает атомоксетин или метилфенидат.

Нестимулирующие препараты

Нестимулирующий атомоксетин (Strattera) может быть эффективным средством лечения СДВГ у взрослых. Хотя у атомоксетина период полураспада подобен стимуляторам, он проявляет отсроченное начало терапевтических эффектов, подобных антидепрессантам. В отличие от стимуляторов, которые являются контролируемыми веществами, атомоксетин не вызывает привыкания. Он особенно эффективен для людей с преимущественно невнимательной концентрацией типа дефицита внимания из-за того, что является в первую очередь ингибитором обратного захвата норадреналина . Его часто назначают взрослым, которые не переносят побочные эффекты амфетаминов или метилфенидата. Он также одобрен для СДВГ в США пищевых продуктов и медикаментов . Редкий, но потенциально серьезный побочный эффект включает повреждение печени и усиление суицидальных мыслей .

Бупропион и дезипрамин — два антидепрессанта, которые продемонстрировали некоторые доказательства эффективности в лечении СДВГ, особенно при наличии коморбидной большой депрессии , хотя антидепрессанты имеют меньшую величину лечебного эффекта .

Психотерапия, включая поведенческую терапию, может помочь взрослому с СДВГ контролировать свое поведение и дать навыки для улучшения организованности и эффективности повседневных задач. Исследования показали, что наряду с лекарствами, психологическое вмешательство у взрослых может быть эффективным для уменьшения симптоматических недостатков. Новые данные свидетельствуют о возможной роли когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) наряду с лекарствами в лечении СДВГ у взрослых. Лечение СДВГ может также включать обучение человека техникам осознанности или медитации

В сочетании с когнитивно-поведенческой терапией эти методы позволяют человеку научиться осознавать, принимать собственные мысли и чувства, а также улучшать внимание и концентрацию.

Сон в терапии СДВГ

Плохое качество сна – одна из самых распространенных проблем людей с синдромом дефицита внимания. Взрослые с синдромом ДВГ сталкиваются с такими проблемами:

  • Трудно уснуть – человек может часами ворочаться в поисках удобного места, думать о каких-то событиях, вспоминать неприятные ситуации и т.д.;
  • Беспокойный сон – пациент может часто просыпаться от малейшего шума, бессознательно метаться в кровати, ворочаться. Наутро человек ощущает себя вялым, сонным и усталым;
  • Тяжело проснуться – утро для больных СДВГ становится настоящей пыткой. После ночных метаний, под утро человек наконец-то впадает в глубокий сон. Он может не реагировать на будильники, проспать на работу. После пробуждения может присутствовать раздражительность, усталость, вялость.

Именно поэтому взрослым с СДВГ очень важно соблюдать режим сна. Качественный сон поможет справиться с раздражительностью, улучшит настроение, повысит концентрацию внимания

Для налаживания сна придерживайтесь таких рекомендаций:

Ложитесь спать в одно и то же время, старайтесь планировать свои дела так, чтобы даже встречи с друзьями и вечерние гуляния не помешали режиму;
Установите будильник и всегда просыпайтесь по его звуку, это правило актуально в отпуске, на выходных и в праздники;
Правильно организовывайте спальное место – в спальне должно быть темно

Важно отключить все источники света, поскольку они могут спровоцировать ночные пробуждения;
Откажитесь от кофеина, особенно в вечернее время;
Устройте спокойную обстановку перед сном – выключите гаджеты, телевизор, музыкальное сопровождение. За час до сна занимайтесь спокойными, монотонными делами;
Откажитесь от лекарств с тонизирующим эффектом (по этому вопросу требуется консультация врача).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector