Нарушения речи: причины, разновидности
Содержание:
- Лечение заикания
- Недостатки произношения отдельных звуков
- Диагностика дизартрии
- Формы системного недоразвития речи
- АКУСТИКО–МНЕСТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ
- Причины нарушения речи у детей
- Курс исправления заикания «Демосфен»
- Что происходит?
- АФФЕРЕНТНАЯ МОТОРНАЯ АФАЗИЯ
- Когда пора бить тревогу
- Причины дефектов речи
- Скороговорки для развития дикции
- Источники
- Профилактика заикания
Лечение заикания
Основы лечения заикания составляет приведение в норму речевой функции. Курс лечения базируется на трёх элементах:
- Терапевтический.
- Педагогический.
- Реабилитационный.
Два последних компонента зависят от чувствительности человека к коррекции. Разработано много методов лечения, но ни один не даёт абсолютной гарантии избавления. Это объясняет, почему исправить заикание непросто. Исправление патологии без помощи квалифицированных специалистов и методик, разработанных профессионалами невозможно.
У каждого заикающегося имеются собственные «проблемные» сочетания звуков, которые трудно произнести. Помочь в борьбе с патологией способны правильно подобранные скороговорки.
Недостатки произношения отдельных звуков
Дефектный звук | Фонетический дефект(искажение звука) | Фонематический дефект(смешения, замена звука) | ||
---|---|---|---|---|
Название дефекта произношения | Виды дефектного произношения | Название дефекта произношения | Виды замен | |
Звук Р | Ротацизм | Велярное, увулярное, боковое, щечное, одноударное, «кучерское» | Параротацизм | Р = Р’Р = Л’Р = JР = ГР =Д |
Звук ЛЗвук Л’ | Ламбдацизм | Двугубное, смягченное | Параламбдацизм | Л = ЫЛ = ГЛ = Л’Л = Р |
Звуки С, С’Звуки З, З’Звук Ц | Сигматизм | Межзубное, губно-зубное, боковое, призубное, шипящее | Парасигматизм | С, З, Ц = ШС, З, Ц = ФС, З, Ц =ТС, З, Ц = ЩС — З; Ц = Ч |
Звук ШЗвук ЖЗвук ЩЗвук Ч | Сигматизм | Меззубное, щечное, боковое, «нижнее», заднеязычное, смягченное, укороченное, аффрикативное | Парасигматизм | Ш, Ж, Щ = ТШ, Ж, Щ = ФЖ = ШЖ = ЗЩ = С’Ш = ЩЧ = Т’; Ч = Ш’ |
Звук j | Йотацизм | Мягкое нижней и верхней артикуляции | Парайотацизм | J = Л’ |
Звуки К, К | Каппацизм | Голосовое, гортанное | Паракаппацизм | К = Т |
Звуки Г, Г | Гаммацизм | Фрикативное заднеязычное, фарингальное | Парагаммацизм | Г = Т |
Звуки Х, Х | Хитизм | Голосовое, гортанное | Парахитизм |
Диагностика дизартрии
В структуру дефекта при дизартрии входят как речевые, так и неречевые нарушения. На первом году жизни можно оценить неречевые расстройства
Ранняя диагностика дизартрии, в первую очередь, опирается на оценку неречевых нарушений, среди которых важно отметить следующие:
- Патологические изменения в строении и функционировании артикуляционного аппарата (нарушение тонуса, подвижности артикуляционных мышц)
- В лицевой мускулатуре: асимметрия, сглаженность носогубных складок, перекос рта при улыбке и плаче, гипомимия, нарушение тонуса лицевой мускулатуры по типу спастичности, гиперкинезы лица.
- В губной мускулатуре: нарушение мышечного тонуса, резкое или незначительное ограничение подвижности губ, недостаточность смыкания, затруднение при удержании рта в закрытом положении, отвисание нижней губы.
- В язычной мускулатуре: нарушение мышечного тонуса, патология строения языка, патология положения языка, гиперкинезы, тремор, ограничение подвижности, повышение или понижение глоточного рефлекса.
- Мягкое нёбо: провисание нёбной занавески, отклонение увулы от средней линии.
- Нарушение дыхания: учащенное, неглубокое дыхание, дискоординация вдоха/выдоха.
- Нарушение голосообразования: недостаточная сила голоса, отклонение тембра, нарушение голосовых модуляций.
- Нарушение акта приема пищи: нарушение сосания, глотания, жевания, откусывания от куска и питья из чашки.
- Гиперсаливация.
- Оральные синкинезии.
- Отсутствие или ослабление рефлексов орального автоматизма, наличие патологических рефлексов орального автоматизма.
На более поздних этапах развития в диагностике дизартрических расстройств большее значение приобретают речевые симптомы.
Важно помнить! Комплексное психолого-педагогическое и логопедическое обследование позволяет дать объективную оценку имеющихся недостатков речевого развития и наметить оптимальные пути их коррекции.
Логопедическое обследование ребенка с дизартрией включает в себя оценку как речевых, так и неречевых процессов. Логопедическое обследование детей с дизартрией включает в себя:
- Сбор данных об особенностях доречевого, раннего речевого и психического развития ребенка;
- Анализ медицинской документации;
Важно помнить! Родители, предоставляющие достоверные анамнестические данные, результаты обследования и заключения невролога, действуют в интересах ребенка и нацелены на положительный результат коррекционной работы со стороны логопеда, психолога или дефектолога.
Обследование артикуляционного аппарата:
Строение органов речевого аппарата;
Состояние тонуса мышц речевого аппарата;
Состояние произвольной артикуляционной моторики;
Наличие/отсутствие синкинезий;
Оценка степени и границы глоточного рефлекса;
Особенности приема пищи;
Обследование понимания обращенной речи:
Понимание инструкций, просьб;
Определение объема пассивного предметного и глагольного словарей;
Понимание лексико-грамматических конструкций;
Понимание последовательности событий.
Обследование собственной речи:
Оценка сформированности лексической стороны речи;
Оценка сформированности грамматической стороны речи;
Особенности слоговой структуры слов
Изучение произносительной стороны речи (внятность, разборчивость)
Обследование фонетической стороны речи
Особое внимание уделяется умению ребенка произносить звуки:
Изолированно;
В слогах;
В словах;
В предложениях;
В собственной речи.
При обследовании фонетики отмечается характер недостатков звукопроизношения:
Искажения звуков;
Замены звуков;
Пропуски звуков.
Изучение фонематических процессов:
Фонематическое восприятие;
Звуковой анализ.
Исследование особенностей дыхания;
Оценка голосовых характеристик;
Изучение просодической организации речевого потока.
Важно помнить! В ходе логопедического обследования детей с дизартрией логопед определяет структуру речевого дефекта, сопоставляет его с тяжестью поражения артикуляционной и общей моторики, а также уровнем психического развития ребенка.. Важно помнить! В ходе логопедического обследования детей с дизартрией логопед определяет структуру речевого дефекта, сопоставляет его с тяжестью поражения артикуляционной и общей моторики, а также уровнем психического развития ребенка.
Важно помнить! В ходе логопедического обследования детей с дизартрией логопед определяет структуру речевого дефекта, сопоставляет его с тяжестью поражения артикуляционной и общей моторики, а также уровнем психического развития ребенка.
Формы системного недоразвития речи
Легкая степень системного недоразвития речи характеризуется незначительными нарушениями звукопроизношения. Ребенок начинает запинаться только тогда, когда пытается сказать сложную фразу. Он теряет вторичные смысловые линии в попытках донести главную мысль. Малыш не может апеллировать предлогами, “теряет” союзы, не всегда правильно строит цепочку “существительное-прилагательное”, путается в количественных характеристиках. Словарный запас меньше, чем у сверстников.
При средней степени системного недоразвития речи ребенок “плавает” в падежах, родах, не согласует их между собой. Что касается речи, то нарушение фиксируется только при попытке произнести звуки одной группы. Сложные бытовые слова остаются для малыша непокоренной вершиной. Слова, объединенные одной смысловой линией, ребенок обозначает одним словом. Например, диван, шкаф, телевизор, ковер — это все “дом”.
Тяжелая форма системного недоразвития речи.
Ребенок не может составить из слов фразу, отсюда — несвязная речь. Один звук может обозначать и “мама”, и “кушать”. Проблема в произношении сразу нескольких звуковых групп: звонкие, глухие, шипящие, звонкие — все произносятся неправильно. Ребенок заторможено воспринимает речь. В речи присутствуют неверное употребление падежей, чисел.
Системное недоразвитие речи на фоне задержки психического развития дополняется повышенной физической активностью, невозможностью сосредоточиться, а также слабой памятью.
АКУСТИКО–МНЕСТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ
Акустико-мнестическая
афазия возникает при поражении средних и задних отделов височной области. Считается, что в ее основе
лежит снижение слухоречевой памяти, которое вызвано повышенной заторможенностью
слуховых следов. Для акустико-мнестической афазии характерна диссоциация между,
относительно сохранной, способностью повторить отдельные слова и нарушением
возможности повторения трех-четырех, не связанных по смыслу, слов (например:
рука-дом-небо и т.д.)
При
акустико-мнестической афазии нарушение речевой памяти является основным
дефектом, т.к. оказываются сохраненными фонематический слух, артикуляторная
сторона речи. Повышенная речевая активность компенсирует трудности
коммуникации. Слухоречевую память этих больных
отличает большая инертность.
Нарушение
объема удержания речевой информации, ее заторможенность приводит к трудностям
понимания при этой форме афазии длинных,
многосложных высказываний, состоящих из пяти-семи слов. Пациенты с трудом
ориентируется в беседе с двумя-тремя собеседниками, «отключается» в сложной
речевой ситуации, не может посещать доклады, лекции, утомляется при восприятии
музыки и радиопередач. Этот факт должен учитываться при назначении таких
методов лечения, как «арт-терапия» и т.п.
При оптической
афазии, вторым вариантом акустико-мнестической афазии, — возникают трудности
удержания на слух, смысловой стороны речи, заключаются в ослаблении и обеднении
зрительных представлений о предмете, в соотношении воспринятого на слух с его
зрительным представлением. Зрительное представление о предмете становится
неполным, не дорисовываются те элементы предметов, которые, с одной стороны,
специфичны именно для них, а с другой – связаны с многозначностью слова
(например, слова носик, гребешок, ручка).
Больные
понимают значение отдельных слов. У них нет артикуляторных трудностей, они не
только многоречивы, но и гиперактивны. Однако при всем этом они лишь
фрагментарно понимают речь в связи с сужением слухоречевой памяти до 1-2 из 3
слов, воспринятых на слух. Речь обильна, мало информативна, изобилует
вербальными парафазиями, но интонационно окрашена.
В письменной
речи при акустико-мнестической афазии больше выступают явления экспрессивного
аграмматизма, т.е. смещение предлогов, а также флексий глаголов,
существительных и местоимений, главным образом, в роде и числе. Номинативная
сторона письменной речи оказывается более сохранной. При записи текста под
диктовку больные испытывают значительные трудности удержания в слухоречевой
памяти даже фразы. Состоящей из трех слов, при этом они обращаются с просьбой
повторить каждый фрагмент фразы.
При
акустико-мнестической афазии сложно воспринимается печатный текст, при чтении.
Это связано с нарушением сохранности слухоречевой памяти.
Причины нарушения речи у детей
Отклонение может быть врожденным или приобретенным, физиологическим или чисто психологическим. От этого напрямую зависит выбор способа коррекции.
Когда-то представления об источниках речевых аномалий были довольно хаотичными. Профессор Михаил Хватцев, один из первопроходцев в логопедии среди наших соотечественников, внес важнейший вклад в систематизацию причин. Он разделил их на внутренние и внешние, ввел следующую классификацию:
- органические (анатомо-физиологические, морфологические):
- органические центральные (поражения мозга);
- органические периферические (дефекты органов слуха или артикуляции, расщепление нёба, дефекты зубов);
- функциональные (психогенные – проблемы с возбуждением и торможением в ЦНС);
- психоневрологические (речь нарушается как побочный эффект от расстройства памяти или умственной отсталости);
- социально-психологические (источник – окружающая среда; например, неблагополучная атмосфера в семье).
Беда не приходит одна, проблемы на любом фронте неизбежно вырастут в целый букет сопутствующих осложнений. Хватцев подчеркивал тесную связь между органическими и функциональными причинами. При неправильной работе органов восприятия плохо закрепляются естественные рефлексы. И наоборот, если уже есть проблемы функционального характера, то затормозится и развитие органов. Как и пораженная ЦНС не способствует развитию периферии.
В зависимости от стадии, на которой возникла почва для речевых дисфункций, их делят на:
- наследственные. К сожалению, мы не всегда наследуем от родителей крепкий организм. Многие неприятности достаются детям “в подарок”, иногда это заикание, разные расстройства речевых зон в коре головного мозга, проблемы с прикусом или неправильное количество зубов, дефекты нёба, аномалии в строении органов артикуляции.
- врожденные (внутриутробные). Обусловлены осложнениями во время беременности. Если женщина работает на вредном производстве, до последнего оттягивает декрет или неудачно пытается прервать беременность, если эмбрион вынужденно употребляет алкоголь, табак и сильнодействующие лекарства вместе с мамой, то всё это никогда не пойдет малышу на пользу. Особенно важен первый триместр, когда у плода формируется ЦНС.
- перинатальные (родовые) и постнатальные (проявляются вскоре после рождения). Возникают из-за осложнений при самом появлении младенца на свет, из-за преждевременных родов, в результате родовых травм и т.д.
- прочие (проявляются в первые годы жизни ребенка и позднее). Здесь корень зла – либо психологические, социально-бытовые факторы, либо серьезные болезни (менингит и другие опасные инфекции, заболевания органов слуха, травмы головного мозга и речевых органов).
Обратите внимание: риски, которым на разных стадиях своего развития до рождения подвергается плод, а после рождения – самостоятельный человек, – не одни и те же. Очевидные советы, которыми иногда пренебрегают мамы:
- во время беременности берегите себя больше обычного, избегайте травм, потрясений и употребления вредных веществ;
- тщательно выбирайте роддом с современным оборудованием и умелыми акушерками;
- после рождения не запускайте болячки, пусть даже мелкие, помните, как уязвим неокрепший организм человечка, который только пришел в этот мир.
Курс исправления заикания «Демосфен»
Курс «Демосфен» разработан для людей, желающих избавиться от заикания самостоятельно. Такой курс рассчитан на 14 дней и включает в себя дыхательные упражнения, артикуляционную гимнастику, овладение аутогипнозом, приёмами релаксации. Программа «Демосфен» содержит речевые образцы, помогающие научиться говорить правильно.
Курс самостоятельного лечения заикания «Демосфен» поможет исправить речь взрослому, ребёнку или подростку. Для этого достаточно:
- Скачать программу «Демосфен» и прочитать её.
- Заслушать записи речевых упражнений.
- Заниматься по графику курса.
Несовершенства речи в детском возрасте исправить нетрудно. Взрослому для устранения недостатков потребуется гораздо больше усилий. Корректировать речь помогают логопеды и дефектологи. Специально разработанная и усовершенствованная программа «Демосфен 2» поможет избавиться от заикания за две недели.
Что происходит?
При наиболее серьезных нарушениях речи страдает не только произношение звуков, но и умение различать звуки на слух. При этом ограничен активный (используемый в речи) и пассивный (тот, который ребенок воспринимает на слух) словарь ребенка, возникают проблемы с построением предложений и фраз. Все эти нарушения, если их вовремя не исправить, вызывают трудности общения с окружающими. В дальнейшем они могут привести к развитию у ребенка закомплексованности, мешая ему учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и возможности.
По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения. Из тяжелых нарушений речи чаще всего встречаются алалия, различного типа дизартрии, некоторые формы заикания и др.
Алалия — это полное или частичное отсутствие речи у детей при хорошем физическом слухе, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей головного мозга. При сенсорной алалии ребенок плохо понимает чужую речь, причем, не распознает именно звуки речи: слышит, что человек что-то говорит, но не понимает, что именно. Это сходно с тем, как мы не понимаем говорящих на неизвестном нам иностранном языке. При моторной алалии ребенок не может овладеть языком (его звуками, словами, грамматикой).
Дизартрия (анартрия) — это нарушение произношения, возникающее вследствие поражения нервной системы. При дизартрии страдает не произношение отдельных звуков, а вся речь. Ребенок с дизартрией нечетко, смазанно произносит звуки, голос у него тихий, слабый, или напротив, чересчур резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи ненормально ускорен или чересчур замедлен. Нередко у детей с дизартрией нарушены мелкие движения кисти, они неловки физически.
Дети со стертыми формами дизартрии не выделяются резко среди своих сверстников, даже не всегда сразу обращают на себя внимание. Однако у них имеются некоторые особенности
Так, эти дети нечетко говорят и плохо едят. Обычно они не любят мясо, хлебные корочки, морковь, твердое яблоко, так как им трудно жевать. Немного пожевав, ребенок может держать пищу за щекой, пока взрослые не сделают ему замечание. Часто родители идут малышу на уступки — дают мягкую пищу, лишь бы поел. Тем самым они, не желая того, способствуют задержке у ребенка развития движений артикуляционного аппарата.
Дислалия – это нарушения произношения различных звуков, другое название этого типа нарушений речи – косноязычие. Виды косноязычия весьма разнообразны. Для обозначения их обычно пользуются греческими названиями тех звуков речи, произношение которых нарушено: искаженное произнесение звука «р» получило название ротацизма, звука «л» – ламбдаизма, свистящих и шипящих звуков («с», «з», «ц», «ш», «ж», «г», «щ») – сигмаизма (от греческих букв «ро», «ламбда», «сигма»). Если нарушено произнесение всех согласных и звукосочетаний за исключением «т», так что речь становится совсем непонятной, то употребляют термин «тетизм» (от греческого названия буквы «т» (тета)).
Заикание — это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами, спазмами в различных частях речевого аппарата. При этом у ребёнка в речи наблюдаются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Заикание чаще всего возникает у детей в возрасте от двух до пяти лет
Очень важно не пропустить первые признаки заикания: ребёнок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить. Это состояние может длиться до нескольких дней
В таком случае необходимо срочно обратиться к врачу.
Нередко причиной заикания становится испуг или длительная психическая травма. Нарушения речи в дошкольном возрасте, при отсутствии коррекционной работы, неминуемо приведут к проблемам в школе, в частности, может развиться дисграфия — нарушение письма, так называемое, косноязычие в письме. Как правило, оно проявляется, когда ребёнок начинает учиться читать и писать. Причиной этого нарушения является недоразвитие или нарушение фонематического слуха. Кстати, проговаривание вслух всех операций при написании буквы в нужной последовательности – довольно действенное средство для обучения ребенка правильно мыслить о действии, то есть может быть профилактикой возникновения графических ошибок у младших школьников.
В первых классах у ребенка может также проявиться дислексия (алексия) — нарушение процесса чтения или овладения им при поражении различных отделов коры левого полушария (у правшей). В зависимости от того, какие конкретно участки поражены, выделяют различные виды алексий.
АФФЕРЕНТНАЯ МОТОРНАЯ АФАЗИЯ
Афферентная
моторная афазия возникает при поражении вторичных зон постцентральных и
нижнетеменных отделов коры головного мозга, расположенных сзади от центральной
или роландовой борозды.
Различают два
типа этой афазии. Первый тип афазии наблюдается при поражении постцентральных
отделов левого полушария как у правшей, так и у левшей, и характеризуется
полной утратой экспрессивной речи. Второй тип афазии наблюдается у лиц,
переученных в дошкольном и младшем школьном возрасте с левой руки на правую.
При первом варианте
афферентной кинестетической моторной афазии выраженная апраксия
артикуляционного аппарата может привести к полному отсутствию спонтанной речи.
Попытки произвольного повторения звуков приводит к хаотичным движениям губ и
языка, к литературным заменам. Больные дробят закрытый слог на два открытых,
дробят стечения согласных в слоге, опускают согласные звуки. И при этом слова
тут, там, вот и т.д. звучат как ту-ть, та-мь, во-ть и т.д.
В процессе
комплексного лечения пациентов после инсульта в клинике «Времена года», наблюдается
быстрое восстановление понимания ситуативной разговорной речи, понимание значений отдельных слов, возможностью
выполнения несложных инструкций. У больных длительно наблюдается специфические
особенности нарушения понимания. Это связано с вторичным нарушением
фонематического слуха. При данной форме афазии, возникают трудности в
распознавании на слух слов со звуками, имеющими общие признаки по месту слов со
звуками, имеющими общие признаки по месту и способу артикуляции (грубые — переднеязычные,
сонорные — гласные и т. д. Наблюдаются трудности понимания лексических средств
языка, передающих различные сложные пространственные отношения.
Трудности в
понимании вызывают глаголы с приставками (завернуть, возвращаться и т. д.), в
понимании значений личностных местоимений, употребляемых в косвенных падежах,
что объясняется отсутствием в них предметной направленности, обилием
фонематических изменений (например, мне-меня-мною).
Нарушения
чтения и письма зависит от тяжести апраксии артикуляционного аппарата. В
процессе нейрореабилитации в нашей клинике восстановление внутреннего чтения часто
опережает восстановление письменной речи. При записи слов под диктовку, при
письменном названии предметов, при попытках письменного общения с окружающими сказываются
все артикуляционные трудности, т.е. наблюдаются множественные литературные
параграфии, отражающих смешение гласных и согласных фонем, близких по месту и
способу артикуляции, пропускаются согласные (сонорные).
При втором
варианте афферентной моторной афазии больные с трудом сохраняют порядок букв в
слове, представляют их зеркальность, пропускают гласные или же пишут сначала
все согласные, а затем уже гласные, и у них сохраняется представление о наличии
звука в слове, например, пропуская букву «ё», в слове «ведёт», больной ставит
две точки над «д».
Когда пора бить тревогу
К 1 году малыш должен уметь произносить от 5 до 10 слов. Если он говорит меньше или не говорит вообще, это тревожный сигнал.
В 2 года дети уже общаются простейшими фразами, употребляют глаголы, а словарный запас составляет около 200-300 слов.
В 3 года ребенок активно использует распространенные фразы — например: «У Маши (есть) кукла Даша».
В 4 года дети хорошо выговаривают звуки З и С. Они уже умеют рассказывать о произошедших событиях, задавать вопросы и излагать свои мысли вслух. Также ребята используют в речи слова, обозначающие временные и пространственные понятия (близко, далеко, скоро и т.д.)
Пятилетние дети умеют произносить шипящие Ш, Ж, Щ. Они используют все части речи в предложениях и употребляют обобщающие слова (машина, самолет — это транспорт и т.д.). Ребята способны произносить слова без пропусков и замен слогов и звуков.
В 6 лет ребенок должен научиться произносить букву Р и говорить достаточно длинные фразы без ошибок. Дети 6-7 лет могут верно употребять поговорки, устойчивые выражения, а также объяснять значения слов.
Причины дефектов речи
В процессе воспроизведения речи участвует много органов. Нарушения и дефекты речи могут проявиться из-за врожденных аномалий, например, незаращения верхней губы, твердого и мягкого неба, неправильного прикуса, глухоты, дефектов челюстей, зубов, языка и губ («заячья губа»), а также болезней мышц. Подобные нарушения бывают при психических болезнях, болезнях нервной системы. Они могут быть также следствием болезней речевого аппарата или носа.
Дефекты речи бывают при болезнях губ, языка и гортани, а также вследствие операций на этих органах или при нарушении функций мышц неба и носоглотки. При наличии редких зубов человек не может правильно произносить согласные звуки. Речь невнятна и у людей с очень кривыми зубами, с зубами разной величины, неправильным строением челюстей. Внезапная потеря способности к речи (афазия) наблюдается при болезнях или поражении головного мозга. Иногда встречается дизартрия — нарушение произношения. Нарушения речи могут быть временными, из-за поражения центров головного мозга.
Дисфазия — общее название всевозможных расстройств речи любого происхождения. Ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное дефектами речевого аппарата.
Повреждение основных речевых органов
Если расстройство речи возникло в результате травмы или несчастного случая, то пациент, прежде всего, проходит лечение в стационаре, затем врач направляет пациента в специальную реабилитационную клинику. Во время реабилитации продолжается лечение полученной травмы, на помощь приходит логопед, больной заново учится правильно говорить. В этом случае крайне важна личная инициатива самого человека. В реабилитационном центре следует поинтересоваться о возможности участия в терапии речи и дыхания.
После реабилитации пациент должен продолжить лечение последствий травмы в домашних условиях. В лечении должен принимать участие опытный логопед. Кроме того, пациенту рекомендуется освоить несколько упражнений на расслабление.
Психологические проблемы
Человек с дефектом речи должен делать все возможное, чтобы восстановить правильное произношение, а не впадать в депрессию. Обязательно проконсультируйтесь с врачом общей практики или отоларингологом и вместе составьте план дальнейшей реабилитации, затем рекомендуется пройти курс терапии по коррекции речи с логопедом. Врач может порекомендовать логопеда или другого специалиста.
Если дефекты речи возникли из-за психологических проблем, то в этом случае необходима помощь не только логопеда, но и психолога или психотерапевта, а также проведение групповой или индивидуальной терапии.
Существуют специальные центры, которые предлагает услуги юриста, консультации психолога, дефектолога-логопеда, социального работника, организуют контакты с другими семьями, группами взаимопомощи и психотерапии, вовлекают в дневные центры занятости.
Скороговорки для развития дикции
Самым популярным способом улучшения своей дикции являются скороговорки. Их можно использовать
и в качестве разминки перед публичным выступлением. Вообще, заведите себе привычку ежедневно
проговаривать несколько скороговорок. Такая тренировка поможет вам преодолеть проблемы в
произношении некоторых звуков и сделает речь более убедительной и красивой.
Для такой тренировки не нужно выделять время. Вы можете повторять скороговорки во время сбора на
работу, езде в автомобиле, при работе дома. Специалисты считают, что три недели использования
скороговорок сделают речь плавной, а дикцию четкой.
Вот малая доля наиболее популярных скороговорок, которые помогут улучшить дикцию:
- Для тренировки звуков: р, л, м, н.
— Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
— Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали. - Для тренировки звуков: б, п, в, ф, г, к, д, т, х.
— В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.
— Все бобры для своих бобрят добры. - Для тренировки звуков: с, з, ш, ж, ч, щ, ц.
— Свиристель свиристит свирелью.
— Прецедент с претендентом.
Если же необходимо устранить довольно серьезные дефекты речи или быстрее поправить речь,
лучше всего обратиться к логопеду
В индивидуальном порядке или на специализированных
курсах логопеды помогут выявить все недостатки речи, на которые слушатель мог и не обращать
внимание. Также они подберут индивидуальные упражнения и подскажут, как поправить дикцию
именно в вашем случае
Запишитесь на консультацию. Логопед-дефектолог центра определит индивидуальные причины плохой дикции, даст рекомендации по коррекции, а также составит план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и быстрым.
Источники
- Hii J., Hustedt J., Bangs MJ. Residual Malaria Transmission in Select Countries of Asia-Pacific Region: Old Wine in a New Barrel. // J Infect Dis — 2021 — Vol223 — NSupplement_2 — p.S111-S142; PMID:33906222
- Авторы не найдены Reproductive Health Care for Incarcerated Pregnant, Postpartum, and Nonpregnant Individuals. // Obstet Gynecol — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33906198
- Liu G., Xiao Y., Zhang W., Tang W., Zuo C., Zhang P., Dong S., Luo P. Novel aluminum vanadate as a cathode material for high-performance aqueous zinc-ion batteries. // Nanotechnology — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33906187
- Schmitz M., Kesper L., Schulte MGH., Roese P., Berges U., Westphal C. Surface and interface analysis of a low-dimensional Au-Si surface alloy on Au(110) by means of XPS and XPD. // J Phys Condens Matter — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33906167
- Cheng Y., Cao J., Tang X., Hao Q. Optical zoom imaging systems using adaptive liquid lenses. // Bioinspir Biomim — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33906161
- Li C., Wang R., Yang X., Zhou M., Pan X., Cai G., Zhang Y., Zhu G. Deeper investigation on methane generation from synthetic wastewater containing oxytetracycline in a scale up acidic anaerobic baffled reactor. // Bioresour Technol — 2021 — Vol333 — NNULL — p.125156; PMID:33906019
- Rahmanti AR., Ningrum DNA., Lazuardi L., Yang HC., Li YJ. Social Media Data Analytics for Outbreak Risk Communication: Public Attention on the "New Normal" During the COVID-19 Pandemic in Indonesia. // Comput Methods Programs Biomed — 2021 — Vol205 — NNULL — p.106083; PMID:33906012
- He N., Xiang Y. How child maltreatment impacts internalized/externalized aggression among Chinese adolescents from perspectives of social comparison and the general aggression model. // Child Abuse Negl — 2021 — Vol117 — NNULL — p.105024; PMID:33905994
- Valdez D., Montenegro MS., Crawford BL., Turner RC., Lo WJ., Jozkowski KN. Translation frameworks and questionnaire design approaches as a component of health research and practice: A discussion and taxonomy of popular translation frameworks and questionnaire design approaches. // Soc Sci Med — 2021 — Vol278 — NNULL — p.113931; PMID:33905986
- Florian S., Ichou M., Panico L. Parental migrant status and health inequalities at birth: The role of immigrant educational selectivity. // Soc Sci Med — 2021 — Vol278 — NNULL — p.113915; PMID:33905985
Профилактика заикания
Сейчас очень коротко об исправлении дефекта речи под названием заикание. В этом разделе коротко перечислим все, что нужно строго соблюдать родителям ребенка, который страдает от данного недуга.
- Начнем с речи окружающих малыша людей. Все должны говорить четко, правильно и неторопливо.
- По возможности избегайте контакта с заикающимися людьми.
- Не стоит кричать и скандалить при ребенке.
- Любыми силами избегайте травм (как психологических, так и физических), особенно это касается головы.
- Не стоит перегружать малыша различными впечатлениями и большим количеством информации.
- Не торопите развитие ребенка, не стоит стараться сделать из него вундеркинда.
- Избегайте испуга (страшные истории, фильмы и так далее).
- Не бейте малыша и не отправляйте одного в темное помещение в качестве наказания.