Синдром аспергера: признаки, причины возникновения и лечение
Содержание:
- Чем Синдром Аспергера Отличается От Аутизма?
- Как вылечить синдром Аспергера?
- Взаимодействие с людьми
- Почему возникает синдром Аспергера?
- Чем отличается синдром Аспергера/ высокофункциональный аутизм от классического аутизма?
- ПИТ. Дети младшего возраста: история Зары
- Общие тезисы
- Организация групп поддержки для людей с РАС: вопросы и решения. Часть I. Помощь с самодиагностикой
- Причины и лечение
- Связь с интеллектом и когнитивными способностями
- Часто Задаваемые Вопросы
- Описание заболевания
- Сенсорная чувствительность
- Синдром раннего детского аутизма (РДА) или синдром Каннера
- You are here
- Какие терапии и действия по улучшению состояния подходят для взрослых с синдромом Аспергера
- Взрослый возраст
- Три основные трудности
Чем Синдром Аспергера Отличается От Аутизма?
Главная отличительная черта – симптомы синдрома Аспергера мягкие по сравнению с аутизмом. Ребенок с СА также, вероятно, лучше владеет речью и когнитивными навыками.
Первичные признаки схожи, но с меньшей интенсивностью у пациентов с СА. Возможные области развития, на которые обычно влияет синдром Аспергера и аутизм, следующие :
- Навыки общения
- Чувства – слух, вкус, осязание, зрение, обоняние
- Игра и воображение
- Поведение
Проблемы с упомянутыми выше особенностями могут указывать на синдром Аспергера или другие расстройства аутистического спектра в зависимости от последовательности и паттерна, проявляемого ребенком.
Как вылечить синдром Аспергера?
Медики обычно не назначают какие-либо лекарственные препараты людям в таком состоянии. Обычно признаки синдрома становятся не такими выраженными после занятий по общению и социальным навыкам — детям помогают понять других людей. Психоактивные вещества выписывают при сильной тревожности и гиперактивности, а если у ребенка есть нарушения мелкой моторики рук, что тоже иногда встречается при синдроме Аспергера, применяется физическая терапия. В отдельных случаях у таких детей наблюдаются проблемы с речью — заикание или проблема с некоторыми звуками, что в основном исправляется логопедом.
Обычно дети становятся более социальными после специальных занятий
Поскольку синдром Аспергера нельзя на 100% назвать болезнью или каким-то отклонением, многие исследователи утверждают, что этот синдром не стоит рассматривать как расстройство, а отнести его к индивидуальным особенностям человека. Они обуславливают это тем, что даже если человек плохо контактирует с людьми, и от него нет большой пользы в социальном мире, такая особенность позволяет ему достигать успехов в математике, инженерии, музыке и других науках, которые требуют усидчивости и концентрации. И пример Стива Джобса, Билла Гейтса и Моцарта это ярко доказывает.
Взаимодействие с людьми
Синдром Аспергера у взрослых имеет схожие симптомы с протеканием болезни в детском возрасте. Прежде всего, аспергеры отличаются от обычных людей своим поведением и межличностным общением.
В детском возрасте общение с другими детьми вызывает у аспи большие трудности. Взрослея, эти люди, благодаря своей высокоинтеллектуальности, способны адаптироваться к обществу и стать довольно успешными. Однако странности в их поведении все равно сохраняются.
Для них характерны проблемы с так называемой теорией психического. Люди с таким расстройством не способны расшифровывать социальные знаки, которые обычные люди распознают интуитивно. Речь идет о таких особенностях общения, как выражение лица и жесты, интонация голоса, намеки и ирония.
С другой стороны, таким людям сложно открыться перед собеседником, донести до него свои эмоции. Часто визави неправильно истолковывает их невербальные знаки.
Кроме того, у людей с СА развита «слепота к чужому разуму». Она заключается в невозможности понять чувства и намерения другого человека. В какой-то степени эта особенность способна обернуться против них. Им сложно распознать ложь, правильно оценить действия и слова других людей. Это делает их наивными, из-за чего они часто становятся жертвами мошенников, преступников, ведь привыкли всем верить на слово.
Аспергеры довольно внушаемы. Они с трудом могут распознать, что кто-то пытается манипулировать ими или нанести вред.
Из-за того, что аспергеры сложно распознают чувства других людей, их часто уличают в отсутствии эмпатии – способности к состраданию и сопереживанию. Это становится большой проблемой в социальном плане, поскольку осложняет установление дружеских связей с людьми.
Девушка с синдромом рассказывала, что, когда ей разъяснили некоторые правила общения, ей стало проще контактировать с собеседниками. Ей объяснили, что при встрече со знакомыми людьми нужно здороваться, интересоваться, как у них дела, даже формально, улыбаться или приветственно кивать. Сама же она отметила, что все эти негласные правила общения казались для нее странными и неожиданными.
Отсутствие интуиции в социальном взаимодействии у аспи может сделать их в глазах людей невоспитанными и хладнокровными. К примеру, они могут недослушать речь собеседника, направленную к ним. Развернуться и уйти. Говорить без умолку о том, что интересует именно их, не давая вставить слово другим участникам разговора. Или не обращая внимания на то, слушают их или нет, интересна ли другим эта тема.
Они могут пригласить вас в гости, а когда вы придете, открыть дверь и бросить вас у порога, уйдя в комнату.
Отдельные люди с синдромом Аспергера демонстрируют состояние под названием прозопагнозия или лицевая слепота. Явление характеризуется сниженной способностью запоминать и распознавать лица людей. Попросту говоря, узнавать знакомых. Как правило, ориентиром в их распознавании служат детали одежды, голос или особенности жестикуляции. Это похоже на то, когда вы находитесь вдалеке от своего знакомого, не различаете черт его лица, но, тем не менее, определяете, кто это, по общему образу.
Люди-аспи могут не узнать даже своих близких родственников или себя на фотографии.
Трудности в теории психического у аспергеров можно охарактеризовать как:
- неспособность предсказать и объяснить поведение контактирующих с ним людей;
- невозможность предсказать и понять их эмоции и чувства;
- сложности в определении чужих намерений;
- сложности в определении чужой взгляд на вещи;
- трудности с осознанием неписаных правил общения;
- невозможность осознать, как их поведение отражается на других людях;
- не могут отличить правду ото лжи.
Несмотря на схожесть признаков, у каждого аспи они выражены индивидуально, в большей или меньшей степени. Учитывая их высокий интеллект и возможность проявлять хорошо развитые способности в разных областях, они, казалось бы, способны освоить любую профессию. Однако именно проблемы в общении с другими людьми вычеркивают из этого списка большинство высоко коммуникативных профессий.
В то же время, малая способность к установлению интимных межличностных привязанностей не мешает им заводить отношения и семью.
Почему возникает синдром Аспергера?
Дети с синдромом Аспергера, как правило, отличаются более высоким интеллектом
Многие медики пытались найти причину синдрома Аспергера, на эту тему написано много научных трудов, однако единого мнения по причинам его возникновения нет. Есть мнение, что появление состояния связано с поломкой в X-хромосоме — так объясняют, почему синдром чаще встречается у мальчиков (у них одна Х-хромосома и нет второй копии всех генов, в отличие от девочек).
Среди негативных факторов ко всему прочему относят чрезмерное употребление алкоголя и курение.
Однако до сих пор не найдено биохимических, гормональных или генетических маркеров, однозначно сопровождающих это состояние. Не выявить его и при сканировании головного мозга. С эти связано желание некоторых ученых выделить синдром Аспергера в отдельную классификацию состояний, а не относить его к разновидностям аутизма.
Чем отличается синдром Аспергера/ высокофункциональный аутизм от классического аутизма?
По сравнению с классическим аутизмом, дети с синдромом Аспергера/ высокофункциональным аутизмом имеют нормальный коэффициент интеллектуального развития. Они часто кажутся окружающим такими же детьми, как и все остальные, за исключением социальной неловкости и не совсем понятных манер. Именно по этой причине медицинские работники могут не замечать синдром Аспергера/высокофункциональный аутизм у маленьких пациентов, либо они могут ставить им неверный диагноз. Симптомы становятся заметны позже, когда ребенок начинает нуждаться в сложных социальных навыках – например, в общении с ровесниками. Это объясняет, почему родители детей с синдромом Аспергера обращаются за помощью позже, чем при более очевидных симптомах в раннем возрасте.
Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».
ПИТ. Дети младшего возраста: история Зары
теги:
исполнительная дисфункция,
когнитивные особенности,
ПИТ,
рекомендации родителям
Когда Зара пошла в школу, её прежнее спокойствие куда-то исчезло, а поведение внезапно стало очень агрессивным. Мы догадывались, что это не баловство, но понятия не имели, как быть дальше, пока не узнали о ПИТ. Реализация стратегий совладания с ПИТ буквально изменила нашу жизнь, сократив число инцидентов с 6–7 в день до 6–7 в неделю! ПИТ — это изматывающие эмоциональные американские горки, оно полностью переворачивает традиционную семейную жизнь
Родителям/опекунам очень важно иметь собственные стратегии совладания: оставаться сильными, спокойными и достаточно организованными, чтобы самим не раскачивать лодку. Огромную ценность представляют группы поддержки семей с ПИТ.
Общие тезисы
Обычно болезнь удается диагностировать в период от 4 до 11 лет. Но эти рамки не являются окончательными. Очень часто человек узнает о своем диагнозе уже во взрослом возрасте, хотя в этот период его распознать сложнее, чем в детстве.
Девушка узнала о своей проблеме, обучаясь в университете, хотя явные признаки расстройства прослеживались с детства. С ранних лет она испытывала трудности в общении с другими детьми, ощущала себя другой, даже говорила маме, что обладает особенным внутренним миром, который боится потерять. Этой особенностью была привязанность к мелочам, которые и позволяли ей улавливать все краски, звуки, запахи и ощущения окружающего мира. Этого она боялась лишиться, опасалась, что станет видеть все в серых тонах.
В университет она поступила на заочное отделение. Параллельно работала и ходила на языковые курсы. Новая обстановка и большое количество людей, скорее всего, послужили толчком к обострению состояния. Все чаще на нее накатывала волна гнева и раздражительности. Если до этого она могла справиться с этим, то теперь ситуация вышла из-под контроля. Плюс ко всему, друзья стали указывать ей на странности в поведении: несоблюдение элементарных правил общения, отсутствие чувства юмора, неадекватные и неуклюжие реакции на определенные ситуации.
В конечном итоге ей все-таки пришлось обратиться к специалисту. И ей был поставлен диагноз: синдром Аспергера.
Взрослые аспергеры – очень загадочные личности. Сами они замечают, что абсолютно разные. Вы не найдете среди них людей, которые были бы полностью идентичны в поведении.
Аспи утверждают, что их состояние – отнюдь не патология, а своеобразный вариант нормы. Просто это люди с иным видением мира. Многие из них говорят, что, если бы у них была возможность излечиться от расстройства коренным образом, они бы этого не сделали. Их диагноз – весомая часть их характера, и, лишившись её, они не представляют, кем бы стали.
Несмотря на определенные сложности их существования, в их жизни присутствуют и радостные моменты, недоступные обычным людям. Их особая форма восприятия мира, помимо отрицательных аспектов, имеет и положительные стороны. Они, в ходе успешной компенсации, помогают человеку социализироваться в обществе и достичь определенных высот.
История Стивена Шора – преподавателя Бостонского университета, члена Американского общества больных аутизмом и автора автобиографического очерка о своей жизни с СА – тому подтверждение. Он не разговаривал до 4 лет и ему был выставлен диагноз атипического развития с глубокими аутистическими признаками. Его родителям советовали определить мальчика в специализированный интернат, но они этого не сделали.
В настоящее время Стивен является обладателем докторской степени по специальной педагогике. Он помогает раскрыться людям с аутистическими расстройствами, много работает с детьми. Выступает с лекциями и докладами.
Многие психотерапевты в работе с людьми-аспи сходятся во мнении, что их цель – не искоренить болезнь, а обнаружить те симптомы, которые становятся источником стресса для их подопечных и мешают нормальному существованию. Специалисты также ищут пути для их преодоления.
Организация групп поддержки для людей с РАС: вопросы и решения. Часть I. Помощь с самодиагностикой
теги:
аутическое сообщество,
самодиагностика
Эта статья — первая из цикла статей про московскую группу поддержки для людей с расстройствами аутистического спектра, написанная её двумя аутичными ведущими. Так как любая группа начинается с набора участников, то в ней мы решили рассказать о проблемах достоверности самодиагностики, а также о том, как ведущие группы могут помочь оценить её достоверность. Подробно разобраны методики предварительного тестирования и проведения очного собеседования. Проблема мало освещена в зарубежных материалах про группы поддержки, потому что там взрослые люди могут быть официально диагностированы специалистами.
Материал может быть полезен людям, собирающимся организовать группу поддержки для людей с РАС, интересующимся самодиагностикой синдрома Аспергера, а также психологам и психотерапевтам.
Причины и лечение
Каковы причины синдрома Аспергера?
Точная причина синдрома Аспергера все еще изучается. Тем не менее, исследования показывают, что сочетание факторов – генетического и экологического – могут вызывать изменения в развитии мозга.
Синдром Аспергера не является результатом воспитания людей, их социальных обстоятельств или виной самого человека с данным расстройством.
Можно ли вылечить?
В настоящее время для синдрома Аспергера нет никакого лекарства и никакого специального лечения. Дети с синдромом Аспергера становятся взрослыми с синдромом Аспергера. Однако, поскольку понимание этого расстройства улучшается, и оказываемые сервисы продолжают развиваться, люди с синдромом Аспергера имеют больше возможностей реализовать свой потенциал.
Есть несколько подходов, методов лечения и мер, которые могут улучшить качество жизни человека. Например, это могут быть методы, основанные на развитии коммуникации, поведенческой терапии и изменении рациона питания.
Представленный выше материал — перевод текста «What is Asperger syndrome?»
Связь с интеллектом и когнитивными способностями
Увидев человека со странностями в общении и необычной мимикой, люди склонны приписывать ему умственные нарушения. На самом деле, синдром Аспергера не затрагивает сферу формального интеллекта. Нередко он бывает даже выше, чем у нейротипичных людей — ученые заметили это уже на первых этапах открытия синдрома.
В любой особенности скрывается сила. У людей с синдромом Аспергера есть сильные стороны, которые помогают им добиться значительных успехов, несмотря на социальные трудности:
Способность фокусироваться на задаче: если человек с синдромом Аспергера занимается тем, что его увлекает — он может долгое время не отвлекаться ни на какие посторонние задачи или раздражители.
Склонность к логике и порядку
Именно эта черта позволяет добиться высоких результатов в точных науках.
Хорошая, иногда фотографическая память.
Внимание к деталям.
Независимость от общественного мнения.. Для синдрома Аспергера нет лечения — но это не значит, что человек не может адаптироваться в обществе, заниматься значимыми проектами и выражать мнение по важным вопросам
Он не будет судить о вещах предвзято и обманывать — потому что не видит в этом смысла.
Для синдрома Аспергера нет лечения — но это не значит, что человек не может адаптироваться в обществе, заниматься значимыми проектами и выражать мнение по важным вопросам. Он не будет судить о вещах предвзято и обманывать — потому что не видит в этом смысла.
Вы можете по-разному относиться к деятельности Греты Тунберг. Но мы призываем строить мнение о ней и других людях с РАС не на базе диагноза.
Причина стигматизации — непонимание. Если мы будем знать, что именно стоит за ярлыками «синдром Аспергера», «аутизм» или «ОКР» — то будем лучше друг друга понимать. А как следствие — лучше относиться и к окружающим, и к себе.
Источник фото: the Guardian, Unsplash
Часто Задаваемые Вопросы
1. Можно ли не диагностировать синдром Аспергера?
Да. Синдром Аспергера – это легкая форма аутизма, которая часто не вызывает когнитивных проблем. Следовательно, это могло остаться невыявленным. Однако с учетом последних достижений в медицинской практике диагностировать синдром Аспергера стало проще.
2. Распространен ли синдром Аспергера в семье?
В этом задании видна сильная генетическая основа, и это может означать, что он передается в семье .
Синдром Аспергера – нейробиологическое заболевание, причина которого неизвестна. Диагноз АС у младенцев может вызвать у родителей несколько вопросов. Однако с развитием поддерживающей терапии и терапии можно помочь ребенку вести здоровый и эффективный образ жизни.
Есть ли у вас какие-либо впечатления о синдроме Аспергера? Дайте нам знать в разделе комментариев ниже.
Описание заболевания
Синдромом Аспергера называют форму аутизма, являющуюся пожизненной дисфункцией, которая оказывает влияние на восприятие человеком мира, обработку полученной информации и отношение к окружающим людям. Данную патологию часто называют «скрытой дисфункцией», поскольку выявить ее по внешним признакам невозможно.
Это заболевание может иметь разные проявления, но обычно оно затрагивает три области:
- социальная коммуникация. У больных возникают трудности с пониманием тона голоса, жестов, выражения лица и т.д. Таким людям сложно выбирать тему для разговора, они часто не могут понять, что собеседнику наскучила беседа. Пациенты с синдромом Аспергера совсем не понимают сарказма и шуток, они не воспринимают метафоры, не понимают анекдоты. С самого рождения и на протяжении всей жизни у больного синдромом Аспергера наблюдаются необычные особенности речи. Вербальное общение не воспринимается таким человеком как инструмент социального взаимодействия. В их понимании речь нужна лишь для того, чтобы сообщить о конкретных фактах и действиях;
- социальное взаимодействие. Люди с этой разновидностью аутизма хотят быть общительными, но из-за особенностей патологии не могут поддерживать социальные отношения с окружающими. Им сложно заводить знакомства и поддерживать дружбу. Больные не понимают нормы поведения, которые остальные считают «неписаными». То есть, они могут завести неуместный разговор или в процессе беседы стоять слишком близко к собеседнику, нарушая личное пространство человека. Поведение таких людей очень часто бывает некорректным, по мнению большинства здоровых людей;
- социальное воображение. Трудности возникают лишь в представлении точки зрения других людей и составлении прогнозов, при этом люди с синдромом Аспергера могут быть отличными художниками, музыкантами или писателями.
Кроме того, для данного синдрома характерна любовь к определенному порядку. Больные устанавливают собственный распорядок дня, который в их понимании, делает мир менее запутанным. Они могут работать только в установленное время, непредвиденное опоздание или задержка на работе вызывает сильнейшее волнение и тревогу. Больные люди ходят домой, на работу или учебу только по одной дороге, а также придерживаются других шаблонов поведения.
Часто синдром Аспергера сопровождается сильнейшим интересом к определенной области жизни или виду деятельности. Подобная одержимость сохраняется на протяжении всей жизни. Будучи ребенком, больной может интересоваться поездами, компьютером или чем-то другим. По мере взросления такие люди сосредотачиваются на изучении всего, что связано с интересующей темой. Если у них имеется серьезный стимул, то человек с синдромом Аспергера может успешно работать в кругу своих интересов.
Нарушено у больных этим синдромом и сенсорное восприятие. Чувствительность может быть слишком низкой или высокой. Чаще всего затрагивается одна из систем: зрение, обоняние, вкус и тактильные ощущения. Но у некоторых больных может быть нарушенной каждая из этих функций.
Причины развития синдрома Аспергера до сих пор не выявлены. Но большинство исследователей сходятся в едином мнении, что вины человека в этом нет. То есть, данное заболевание не возникает из-за неблагоприятных социальных обстоятельств или педагогической запущенности. Оно появляется на этапе формирования мозга во внутриутробном периоде, а привести к нарушениям развития центральной нервной системы могут наследственные факторы, плохая экология, инфекционные заболевания и т.д.
Сенсорная чувствительность
Как заявляют сами аспергеры, их мир намного громче, чем у обычного человека. Это связано с повышенной чувствительностью к любым раздражителям, будь то запахи, прикосновения, звуки, или зрительные образы. Установлено, что подобное явление встречается примерно у 40% людей с СА. Реакцию сверхчувствительности может вызвать что угодно: температура воздуха, яркий свет, еда, одежда, например, колючая шерсть или этикетки на изнаночной стороне, прикосновения других людей либо их большие скопления.
Например, при езде в общественном транспорте (метро, поезде, автобусе), аспи, бывает, используют беруши или наушники, в которых звучит любимая музыка. Масса людей, духота и шум вызывают у них раздражение, выводят из равновесия и приводят к стрессовым состояниям. Музыка помогает отвлечься и успокоиться. Когда же обстановка становится крайне напряженной, им приходится покинуть ее, сойти с маршрута, чтобы постоять в одиночестве и насладиться тишиной, а затем продолжить свое движение пешком.
Есть специальные виды терапии, позволяющие справиться с сенсорными проблемами. Одна из них – сенсорная интеграционная терапия. Ее суть заключается в намеренном контакте с неприятными стимулами, происходящим постепенно и дозировано. Таким образом человек начинает привыкать к таким столкновениям, уже не ощущая раздражительности и паники.
Для аспергеров очень важно определить для себя метод или стратегию нейтрализации неприятных импульсов. Для некоторых таким решением становится небольшая доза алкоголя
Он, по мнению аспи, приглушает все навязчивые ощущения, помогает снизить уровень стресса. Кому-то требуется уединиться на некоторое время, побродить по пустым улицам, кто-то раскачивается на качелях.
Синдром раннего детского аутизма (РДА) или синдром Каннера
- Эмоциональная холодность
- Неспособность управлять своими эмоциями (приступы внезапной агрессии)
- Стремление к одиночеству
- Безразличие к близким людям
- Отсутствие зрительного контакта (не смотрит в глаза)
- Погружение в мир внутренних переживаний
- Отсутствие стремления к коммуникации с окружающими
- Страх новизны
- Испытывает потребность в своего рода ритуалах и проявляет бурную негативную реакцию на любые изменения (в режиме дня, на перестановку мебели, изменение времени прогулок, приемов пищи и тд.)
- Привязанность к одной игрушке или ее части
- Отсутствие жестикуляции при разговоре
- Ребенок не реагирует на свое имя
- Не просит о помощи
- Нарушение психоречевого развития
- Может на протяжении долгого времени ходить по кругу, раскачиваться на месте или выполнять другие однотипные движения.
- Примерно у 30% детей наблюдаются эпилептические припадки
- Нарушения сна и работы ЖКТ
- Низкий уровень умственного развития (умственная отсталость)
You are here
Какие терапии и действия по улучшению состояния подходят для взрослых с синдромом Аспергера
теги:
изменения с возрастом,
личный опыт
Рубрики:
Истории от первого лица
Каждый человек с синдромом Аспергера и аутизмом уникален, поэтому к терапии и иным вмешательствам нужно подходить индивидуально. Понимание этого приходит в разном возрасте и на разных этапах жизни, что может повлиять на выбор терапии. Проявите изобретательность, сочетая различные варианты, и тем самым вы сделаете свою жизнь проще.
Вот некоторые общие идеи для взрослых с СА и ВФА, касающиеся видов терапии и действий по улучшению своего состояния:
Когнитивно-поведенческая терапия очень эффективна.(ссылки: , )
Среда, где изменения минимальны и темп деятельности невысок, более толерантна
В ней комфортно, там легче проявить свою компетентность.
Важно выбрать терапевта, хорошо разбирающегося в аутизме (или проявляющего неподдельный интерес к этой теме).
Пробуйте разные терапии, каждому человеку подходит что-то своё.
Добивайтесь изменений окружающей среды на работе и дома. И вам, и людям станет удобнее.
Объясните людям суть «расстройства» (я предпочитаю выражение «иной способ мышления»)
Взрослые с синдромом Аспергера и ВФА — это первые, кто обучает окружающих в семьях, на работе, в сообществах.
Посещайте группы, где можно изучать социальные навыки.
Признайте свои слабые стороны и работайте над ними с помощью профессионалов.
Объясните людям необходимость периодического «простоя» (т.е. времени на перезарядку социальной батареи), но не злоупотребляйте этим с целью избежать участия в семейных или иных мероприятиях.
Обращайтесь в Центры профессиональной ориентации (финансируемые из федерального бюджета центры, призванные помочь людям овладеть новыми, востребованными на рынке навыками, найти работу и подготовиться к собеседованию).(российский аналог: Центры профориентации)
Обращайтесь в агентство по профессиональной реабилитации в вашем штате
При наличии диагноза «аутизм» у вас есть право на помощь.(российский аналог: Центр занятости населения)
С осторожностью раскрывайте свой диагноз. Делитесь только необходимой для конкретной ситуации информацией
Если вы не уверены в том, что именно стоит рассказать, то проконсультируйтесь с доверенным лицом.
Из-за повышенной сенсорной чувствительности нахождение в определённой среде может быть неприятно или невыносимо. Меняйте освещение, уменьшайте шум и носите удобную одежду.
Нанимайте людей для дел, которые особенно трудны, например: (а) управление капиталом, (б) работа по дому, (в) организация и бухгалтерия.
Посещайте социальные группы, где есть другие взрослые с синдромом Аспергера и аутизмом. Это уменьшит изоляцию, а с практикой увеличится и комфорт в общении с другими людьми, улучшатся социальные навыки.
Ищите как общую информацию о синдроме Аспергера и аутизме, так и относящуюся непосредственно к вам.
Чётко понимайте, что вам сложно даётся.
Знайте свои сильные стороны и смело опирайтесь на них.
Прислушивайтесь к тем, кому доверяете (семья, друзья).
Медикаментозная поддержка способна уменьшить симптомы депрессии и тревоги, которые часто сопутствуют аутизму.
Знакомьтесь с другими людьми с аутизмом, слушайте и поддерживайте друг друга.
Люди с синдромом Аспергера и ВФА, как правило, наиболее комфортно общаются на почве общих интересов (в таких группах светской беседе уделяется мало внимания).
Помните о важности физического и эмоционального комфорта.
Психодинамическая терапия не всегда полезна.
Изучите разные точки зрения на аутизм.
В условиях сенсорных и социальных требований ежедневной жизни паузы и перерывы незаменимы для взрослых с синдромом Аспергера и аутизмом.
Не вините себя и других в своём состоянии, это бесполезно и никак не поможет.
Тренируйте области, в которых у вас трудности, или же минимизируйте необходимость их использования.
Работайте со специалистами, которые обучают: (а) конкретным навыкам и целям, (б) навыкам самостоятельной жизни, (в) навыкам, связанным с трудоустройством, (г) социальным навыкам.
Будьте внимательны и заботливы к себе, экспериментируя с разными стратегиями преодоления трудностей.
Представленный выше материал — перевод текста «Interventions for Adults with Asperger’s and High-Functioning Autism».
Взрослый возраст
К взрослому возрасту характеристики этого синдрома достигают такого уровня развития, что люди с синдромом Аспергера нередко предпочитают жить в одиночестве. Социальная коммуникация все еще остается для них большой проблемой, и любая необходимость отойти от существующего паттерна поведения вызывает у них стресс. У них также усиливается склонность уходить с головой в определенные предметы или хобби. Взрослым нередко оказывается трудно выразить свое отношение, и у них сохраняется необычность в речи и моторике. В отличие от людей с аутизмом, люди с синдромом Аспергера могут проживать самостоятельно – с сопровождением или без него.
Три основные трудности
Характерные черты синдрома Аспергера варьируются от одного лица к другому, но, как правило, подразделяются на три основные группы.
Трудности с социальной коммуникацией
Людям с синдромом Аспергера иногда трудно выражать себя эмоционально и социально. Например:
- они испытывают трудности в понимании жестов, выражения лица или тона голоса
- им трудно определять, когда следует начинать или завершать разговор, а также выбирать тему для разговора
- они используют сложные слова и фразы, но не понимают в полной мере, что они означают
- они могут быть очень буквальными, и им трудно понимать шутки, анекдоты, метафоры и сарказм.
Чтобы помочь человеку с синдромом Аспергера лучше понять вас, постарайтесь быть четкими и лаконичными.
Трудности с социальным взаимодействием
Многие люди с синдромом Аспергера хотят быть общительными, но сталкиваются с трудностями в инициировании и поддержании социальных взаимоотношений, которые могут вызвать у них сильную тревогу и волнение. Люди с этим расстройством могут:
- с трудом создавать и поддерживать дружеские отношения
- не понимать неписаные «социальные нормы», которые большинство из нас воспринимают, не задумываясь. Например, они могут стоять слишком близко к другому человеку, или начать неуместную тему разговора
- считать других людей непредсказуемыми и приводящими в замешательство
- становиться замкнутыми и производить впечатление безразличия и равнодушия к другим людям, казаться с виду почти отчужденными
- вести себя так, что со стороны это может выглядеть некорректно
Трудности с социальным воображением
Люди с синдромом Аспергера могут обладать богатым воображением в обычном понимании этого слова. Например, многие из них становятся писателями, художниками и музыкантами. Но у людей с синдромом Аспергера могут быть трудности с социальным воображением. Например:
- трудности в представлении альтернативных результатов ситуаций и предсказывании, что в дальнейшем может произойти
- трудности в понимании и представлении точки зрения других людей
- трудности в интерпретации мыслей, чувств и действий других людей. Едва заметные послания, которые передаются через мимику и язык тела, часто оказываются упущенными
- наличие ограниченной творческой деятельности, которая может быть строго последовательной и повторяющейся
Некоторые дети с синдромом Аспергера могут испытывать трудности в играх, в которых нужно притворяться, изображать из себя кого-либо. Они могут предпочитать занятия, основанные на логике и системности, такие как математика.