Тест роршаха

Тестирование и результаты

Стимульный материал к тесту Роршаха – 10 карточек с симметричными изображениями, которые создаются чернильными пятнами, мало напоминающими очертания чего-либо конкретного. Половина карточек цветные, половина – чёрно-белые. Задача испытуемого – рассказать и детализировать, что он видит на картинке. Время прохождения теста неограниченно.

Человек не знакомый с нюансами психодиагностики может предположить, что в процессе описания изображения задействовано творческое мышление. На самом же деле наше воображение лишь украшает ответ, но сам его поиск продиктован другими механизмами, не относящимися к фантазии. Роршах был уверен, что те образы, которые в чернильных пятнах видит каждый человек, продиктованы индивидуальными особенностями и качествами личности. Это на первый взгляд кажется, что разглядеть что-нибудь в кляксе задача не особо трудная – фантазируй сколько хочешь. Но наш мозг в данном случае проделывает достаточно сложную работу.

Отправная её точка – отсутствие даже малейшего представления о том, что изображено на карточке. Эта неопределённость запускает ассоциативное мышление, где возникшие образы относятся к сфере осознанного лишь частично. Череда таких ассоциаций объединяется в более сложные образы, и уже на их основе воображение завершает формирование комплексного, логичного представления. Такая цепочка психических актов позволяет выявить те психологические особенности, которые и определяют индивидуальность каждого человека. В этом и заключается основное отличие теста Роршаха от других проективных тестов (тестов, где скрытые эмоции или внутренние конфликты определяются через реакцию на неоднозначные стимулы, проецируемые на участника в ходе тестирования). Его стимульный материал «чистый» — предложенные картинки бесформенны и неопределённы, что исключает любую внешнюю направленность ассоциаций.

После того, как испытуемый завершает работу с чернильными пятнами, его ответы оцениваются с точки зрения двух характеристик: формальной и по содержанию. Формальная оценка ставится на основе особенностей организации восприятия. Анализ в таком случае может строиться на следующих аспектах:

  • Оперирование образом в пространстве (всё пятно или часть использованы);
  • Избирательность восприятия (сильная реакция на цвет или преимущественно реакция на цвет);
  • Динамичность или неподвижность образов;
  • Очерёдность реакции.

Оценка по содержанию позволяет судить об особенностях построения ассоциаций. Она относится к одной из четырёх категорий: люди, животные, предметы, фантастические образы.

Ниже мы предлагаем пройти наш вариант теста Роршаха с автоматической интерпретацией, которая, конечно, уступает интерпретации настоящего специалиста в психологии и психотерапии, но всё-таки поможет вам попробовать узнать себя через призму знаменитых клякс.

Об авторе теста Роршаха

Герман Роршах родился 8 ноября 1884 года в Цюрихе (Швейцария). Он был старшим сыном неудачливого художника, вынужденного зарабатывать на жизнь уроками рисования в школе. Германа с детства восхищали цветовые пятна (по всей вероятности, результат творческих усилий его отца и собственной любви мальчика к живописи), а школьные друзья прозвали его Кляксой. Когда Герману было двенадцать, умерла его мать, а когда юноше исполнилось восемнадцать, скончался и отец. С отличием окончив среднюю школу, Роршах решил изучать медицину. В 1912 году он получил диплом доктора медицины Цюрихского университета, после чего работал в ряде психиатрических лечебниц. В 1911 году, еще во время учебы в университете, Роршах провел ряд любопытных экспериментов с целью проверить, отличаются ли одаренные художественными талантами школьники более развитым воображением при интерпретации обычных чернильных пятен. Это исследование оказало огромное влияние не только на дальнейшую карьеру ученого, но и на развитие психологии как науки в целом. Надо сказать, Роршах не был первым, кто использовал в своих исследованиях цветовые пятна, но в его эксперименте они впервые применялись в рамках аналитического подхода. Результаты первого эксперимента ученого со временем были утрачены, но на протяжении следующих десяти лет Роршах проводил масштабное исследование и разработал системную методику, позволяющую психологам определять типы личности людей с помощью обычных чернильных пятен. Благодаря работе в психиатрической клинике исследователь имел свободный доступ к ее пациентам. Таким образом, Роршах проводил изучение как психически больных людей, так и эмоционально здоровых, что позволило ему разработать систематический тест с применением чернильных пятен, с помощью которого можно анализировать личностные характеристики человека, определять тип его личности и в случае необходимости корректировать его.

В 1921 году Роршах представил итоги своего масштабного труда миру, опубликовав книгу под названием «Психодиагностика». В ней автор изложил свою теорию о личностных характеристиках людей. Одно из главных положений состоит в том, что в личности каждого человека представлены такие качества, как интроверсия и экстраверсия — иными словами, что нас мотивируют как внешние, так и внутренние факторы. По мнению ученого, тест с чернильными пятнами позволяет оценить относительное соотношение этих свойств и выявить любое психическое отклонение либо, напротив, сильные стороны личности. Психологическое научное сообщество практически не обратило внимания на первое издание книги Роршаха, поскольку в те времена господствовало мнение, что невозможно ни измерить, ни протестировать, из чего состоит личность человека. Однако со временем коллеги начали понимать пользу теста Роршаха, и в 1922 году психиатр обсудил возможности усовершенствования своей методики на собрании Психоаналитического общества. К несчастью, 1 апреля 1922 года, промучившись неделю сильнейшими болями в животе, Герман Роршах попал в больницу с подозрением на аппендицит, а 2 апреля умер от перитонита. Ему было всего тридцать семь лет, и он так и не увидел огромного успеха изобретенного им психологического инструмента.

Выполнение теста Роршаха при различных формах шизофрении

А) Простая шизофрения — н изкий F+%, уменьшение числа как кинестетических (М), так и цветовых ответов, высокий А%, обедненный тип восприятия D-Dd, преобладание частей человеческих фигур над целыми образами, анатомические ответы, неопределенные ответы, персеверации при малом общем количестве ответов и наличии одной или двух патологических вербализаций.

Б) Гебефреническая шизофрения — б ольшое количество цветовых ответов и экстратенсивный тип переживания.

В) Параноидная шизофрениябольшое количество целостных ответов с плохой формой (F-%), конфабуляторные интерпретации, снижение количества популярных ответов, отсутствие кинестетических интерпретаций, склонность к персеверациям и случайным ассоциациям, отсутствие цветовых ответов, бедность содержания и отсутствие указаний на человеческие образы. Кинестетические ответы (М), ответы Dd и указания на фрагменты белого фона свидетельствуют об идеаторной активности больных шизофренией. У больных с бредовыми формами шизофрении при интерпретации пятен Роршаха отражаются клинические особенности заболевания. При аффективно-бредовых приступах выявляются нарушения зрительной перцепции, мышления, аффективные расстройства, при парафренных синдромах выявляется органическая недостаточность, при систематизированном интерпретативном бреде выявляются склонность к детализации и выраженная тенденция к стереотипиям.

Г) Шизофренический дефект — уменьшение общего количества ответов, высокий удельный вес целостных ответов с плохой формой, отсутствие кинестетических ответов, нарастание персевераций и других признаков стереотипии.

Д) Острые (аффективно-бредовые) шизоаффективные расстройства — расширенный тип переживаний, сексуальные интерпретации, большое количество патологических вербализаций, указания на глаза, анатомию человека, кровь.

Е) Шизотипические расстройство:

1. При изменениях личности по типу «фершробен» — большое количество ответов, высокий удельный вес целостных ответов, много указаний на движение, цвет и цветотень.

2. При апато-абулическом дефекте — малое количество ответов и отсутствие интереса к исследованию, увеличение среднего времени, преобладание целостных ответов с плохой формой и популярных ответов, скудость содержания ответов.

3. При «психопатоподобной» шизофрении — редко выделяют наиболее вероятные обычные детали D, но чаще здоровых лиц указывают на необычные детали Dd (актуализация латентных признаков).

Патологические феномены у больных шизофренией при интерпретации пятен Роршаха: фабулизация, конфабуляторные ответы, невозможные и маловероятные комбинации, неадекватная активность, фабулизированные комбинации, контаминации, текучесть перцепции, феномен «принудительного цвета», феномен «прозрачности», фабулизация, диссоциация симметрии, символика, абстракции, абсурдные ответы, неопределенные ответы, аутистическая логика, ссылки на предшествующий ответ, ссылки на себя, амбитендентность, деструктивные интерпретации, переживание тревоги, внешней угрозы, агрессии, необычно выделенные части тела животных и человека, фабулизированные сексуальные ответы

Тест Роршаха ответы психов. Тест Роршаха расскажет, что сейчас творится у вас в голове

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Швейцарский психиатр Герман Роршах разработал тест для исследования психики человека, основанный на чернильных кляксах. Метод интересен тем, что изображения подстегивают воображение на свободные ассоциации, по содержанию сравнимые со сновидениями. На основе сюжетов, возникаемых в голове испытуемого, можно многое рассказать о его личности. Так же, как и на полотне «Черный квадрат», в карточках Роршаха каждый увидит свой смысл. У  интерпретации теста множество нюансов, поэтому мы все упростили, чтобы его можно было пройти за пару минут.

AdMe.ru предлагает рассмотреть 3 карточки Роршаха и лучше узнать себя через призму знаменитых клякс.

А теперь выберите ответ, соответствующий тому, что вы рассмотрели на карточках:

Вы представили один целостный образ. Это значит, что вы легко можете абстрагироваться и не останавливаться на чем-то одном. Вам свойственно быстро улавливать скрытый смысл и находить непохожие друг на друга решения

Таким умениям можно позавидовать.
Ваше внимание остановилось на определенной детали. Тип вашего восприятия — аналитический

Вы стремитесь вникать во все подробности, скрупулезно изучать информацию и анализировать все детали.
Вы мысленно дорисовали деталь кляксы. Это показатель вашего сопротивления, желания сделать все наоборот. Такое поведение проявляется от негативного отношения к людям и жизни в целом.
Первое, на что вы обратили внимание, — это цвет. Ваша жизнь построена на эмоциях, а из-за нескольких неудач подряд вы можете быстро потерять интерес к жизни. Такое явление в психологии называется «суженность сознания» — неумение охватить всю полноту связей.
Первое, на что вы обратили внимание, — это форма. Вы относитесь к тому типу людей, у кого разум преобладает над чувствами. Такие люди склонны подавлять свои чувства, они боятся показывать свои страхи и давать волю эмоциям. Вас можно сравнить с вымышленным героем из супергеройской картины «Хранители». В одном из эпизодов герою было предложено пройти тест Роршаха, где вместо действительности он выдавал «правильные» ответы.
То, что вы увидели на кляксах, находится в движении. Вы придерживаетесь только внутренних мотивов, быстро перерабатываете и запоминаете новую информацию, легко меняете собственные убеждения. В общем, вы полностью контролируете себя и свои мысли.

Процедура тестирования

Процесс тестирования представляет из себя последовательное предъявление десяти чернильных пятен. Эти пятна симметричны, потому что, создавая из, Г. Роршах разливал чернила на одну половину листа, а затем складывал лист пополам, создавая аналогичный отпечаток на второй его половине.

Твоей задачей будет рассказать, на что, по твоему мнению, похоже предъявляемое пятно

Важно отвечать первое, что пришло в голову. Возможно, этот ответ тебе самой кажется нелогичным, но это нормально

Ассоциации далеко не всегда подчиняются очевидной логике.

На каждую карточку можно давать несколько ответов: ты вполне можешь увидеть в кляксе сначала цветы, потому озеро, а потом очертания человека – ни один из ответов не является неправильным, поскольку всё люди видят в пятнах что-то своё.


Фото автора Toa Heftiba Şinca: Pexels

Психолог записывает все твои ответ, иногда задаёт уточняющие вопросы. Далее, получив ассоциации от всех десяти карточек психолог приступит к обработке результатов. Маститые и опытные в работе с тестом Роршаха специалисты могут сделать это прямо при тебе при первой же встрече. Однако некоторым может понадобиться время на обработку полученных данных.

Ведь тест Роршаха – это довольно сложная и многоплановая методика, а значит для составления наиболее объемного портрета твоей личности, психологу нужно в своей интерпретации учесть множество факторов. Именно поэтому для овладения этим тестом необходимо проходить отдельное обучение.

Полноценная развернутая интерпретация результатов теста Роршаха может осветить следующие особенности личности:

  • Тип мышления и его оригинальность;
  • Характеристики интеллекта;
  • Эмоциональное состояние;
  • Способность к эмпатии;
  • Самооценка;
  • Межличностные отношения;
  • Экстраверсия/интроверсия;
  • Адаптивность к меняющимся условиям;
  • Творческий потенциал;
  • Уровень осознанности и способности контролировать собственные эмоции;
  • Зрелость личности;
  • Глубинные нереализованные влечения и желания;

Основываясь на этих результатах, можно определить направление дальнейшей психологической работы, наметить области, которые хотелось бы откорректировать

Важно понимать, что тест Роршаха – это всего лишь диагностический тест, после его прохождения ты не изменишься, но получишь возможность узнать чуть больше о себе


Фото автора Terricks Noah: Pexels

А напоследок автору придётся тебя огорчить. В России тест Роршаха крайне редко применяют на практике, потому что организаций, способных обучить этому методу и официально сертифицировать психологов и психиатров, крайне мало.

Однако этот тест далеко не единственный в арсенале психолога. Каждый психолог имеет набор методик, с помощью которых он может провести разностороннюю диагностику личности. Качество результатов здесь больше зависит не от теста, а от профессионализма человека, который его проводит.

Заполняя очередной психологический тест в интернете, ты получаешь машинный автоматический ответ. Заполняя же тот же тест в кабинете психолога, ты получишь намного более развернутую интерпретацию, которая будет базироваться не только на твоих ответах, но и на их сочетании и тех дополнениях, которые ты будешь говорить в процессе выполнения.

Так что если тебе интересно пройти тест Роршаха, обращайся к сертифицированному специалисту. Но не забывай, что это далеко не единственный психологический тест, и психологическое тестирование – это не психотерапия, а срез твоего состояния, чтобы после некоторого времени работы над собой вернуться к прежним результатам и отметить изменения.

Пятна рассматривают дети

Значит, тест не оправдал возлагавшихся на него надежд и его следует сдать в архив? Да ничего подобного! Оказалось, что его с успехом можно применять как в научных, так и в практических целях для исследования самых разных групп испытуемых. Видимо, в нем изначально было заложено нечто такое, что позволило выдержать испытание временем и многолетней практикой. Это «нечто» — чрезвычайно тонкий и многосторонний инструмент, направленный на выявление особенностей зрительного восприятия каждой личности. Получаемые результаты интересны сами по себе, вне зависимости от их связи с теми или иными личностными характеристиками. А вот приписываемые им интерпретационные значения остаются спорными и нуждаются в существенном пересмотре. Покажем это на примере обследованных нами трех групп испытуемых: здоровых детей и взрослых больных с опухолями мозга и больных шизофренией.

При изучении интерпретации пятен Роршаха детьми (обследовано 500 здоровых детей от 3 до 12 лет) можно было отчетливо проследить, как по мере взросления увеличиваются возможности ребенка видеть пятна по-разному, как дифференцируется и обогащается его восприятие. Двух-трехлетний ребенок не может выделить в пятне каких-либо деталей. Он способен воспринимать только все. пятно целиком и, дав однажды какой-либо ответ, он часто стереотипно повторяет его при предъявлении разных таблиц.

Постепенно картина меняется, появляется способность к выделению в пятнах отдельных деталей. Вначале структура этих деталей крайне элементарна. «Бабочка» узнается в любом пятне с центральным узким «телом» и симметричными «крыльями», «рыба» — в любом узком продолговатом пятне. Большинство таких ответов относится к категории популярных, то есть самых частых среди ответов здоровых взрослых людей. Не говорит ли это о том, что развивающийся мозг в первую очередь начинает настраиваться на выделение чаще всего встречающихся зрительных комплексов?

С взрослением способы восприятия пятен детьми становятся более разнообразными. Количество ответов на все пятно в целом уменьшается, возрастает удельный вес ответов на обычные детали, появляются указания на мелкие детали и белый фон. Удельный вес ответов с четкой формой при этом неуклонно возрастает. С шести-семи лет появляются кинестетические ответы, а в содержании увеличивается удельный вес человеческих образов.

Образы, воспринимаемые школьниками 8-12 лет, становятся все более сложными и структурированными. В этом периоде развитие зрительного восприятия продолжается, но темпы его несколько замедляются. Ряд показателей теста остается на прежнем уровне, другие продолжают постепенно улучшаться. Некоторые из них дают отчетливую корреляцию с успешностью обучения в школе.

Сравнивая индивидуальные показатели, полученные при тестировании ребенка, с возрастной нормой, мы можем выделить детей, опережающих в развитии свой возраст. Еще более ценными представляются возможности теста в определении задержек психического развития. Большинство используемых для этой цели психологических методик оценивают способности ребенка в зависимости от его знаний и навыков. Но они могут быть недостаточно развиты не только вследствие какого-то дефекта мозга, но и в результате педагогической запущенности. В отличие от общепринятых методик тест Роршаха позволяет непосредственно оценить степень зрелости корковых структур независимо от количества приобретенных знаний.

Поясним это на примере. Все без исключения дети в возрасте 4-5 лет дают в тесте Роршаха конфабуляторные ответы — содержание, основанное на восприятии небольшой части пятна, неадекватно приписывают всему пятну. Выделяют в пятне «усики» и называют все пятно «жуком» или «киской», указывают небольшую деталь, видят в ней удлиненную «морду» и определяют все пятно как «крокодил»; очертания пятна целиком при этом игнорируются. В 6-7 лет конфабуляторные ответы исчезают. Наличие таких ответов у детей старше 7 лет свидетельствует о задержке психического развития, которое обусловливает трудности обучения в массовой школе.

Рис. А вот еще одно оригинальное толкование этой же таблицы. Испытуемый (больной шизофренией) узрел в пятне «зайца, волочащего за головы двух женщин». Зайцу приписывается отнюдь не свойственная ему активность. В ответе прослеживается скрытая агрессия против женщин.

От издателей

Предлагаемая Вам, Уважаемый Читатель, книга смогла появиться в свет на территории России только благодаря личным усилиям Людмилы Николаевны Собчик. По поручению наших коллег-ученых и от себя лично выражаем глубочайшую признательность и благодарность Людмиле Николаевне, которая в наше тяжелое для любого интеллигентного человека время потратила немало сил и своих собственных средств на то, чтобы этот фундаментальный труд не пропал для наших соотечественников.

Надеемся, что к нам присоединятся все, кто понимает ценность научного знания.

Президент АОЗТ «ИНТЕРС» Соколов А. С. Генеральный директор АОЗТ «ДОРВАЛЬ» Кудин В. Н.

««« Назад  Оглавление  Вперед »»»

Интерпретация результатов по карточкам

Карточка 1

На этой карточке изображено черно-белое пятно. Чаще всего пациенты видят в ней летучую мышь, бабочку или моль.  Карточка помогает определить тип личности.

Вариант С чем ассоциируется пятно? Ощущение Расшифровка
1 Летучая мышь Неприятность Боязнь внешнего мира и скрытые внутриличностные проблемы
2 Бабочка Позитив Способность расти, меняться и преодолевать трудности
3 Моль Опустошенность Уязвимость и неспособность устоять перед проблемами
4 Мотылек Нет Одиночество и ощущение заброшенности
5 Голова кошки Неопределенность Боязнь внешнего мира

Карточка 2

Изображена клякса черно-красного цвета. Больше всего ассоциаций с чем-то сексуальным. Помогает отразить эмоциональное состояние человека.

Вариант С чем ассоциируется пятно? Расшифровка
1 Люди в движении Наличие тесных взаимоотношений с окружающими
2 Отображение человека в зеркале Эгоцентризм, нарциссизм, неспособность воспринимать критику
3 Собака Человек верный друг
4 Слон Раздумья
5 Медведи Скрытая агрессия и неповиновение

Карточка 3

Также изображено черно-красное пятно. И в этой кляксе видят чаще всего двух людей. Эта карточка помогает понять социальное взаимодействие человека.

Вариант С чем ассоциируется пятно? Расшифровка
1 Два обедающих человека В социуме человек очень активен и быстро может адаптироваться
2 Образ двух кукол Пациент удален от общества. А также возможны: скудная эмоциональность, шизоидные черты
3 Два человека, моющие руки Параноидальный страх и навязчивые фобии
4 Человек, смотрящий в зеркало Эгоцентризм и невнимательность к окружающим
5 Играющие между собой люди Непостоянность в своих решениях, тесные социальные взаимосвязи

Карточка 4

Нарисовано черно-белое пятно. Обследуемые чаще называют ассоциации с большим животным, монстром, норой зверя.  Интерпретация этой карточки позволит узнать о том, как человек относится к авторитетам, ценностям.

Вариант С чем ассоциируется пятно? Расшифровка
1 Большой монстр Неполноценность и преклонение перед авторитетом
2 Шкура животного Внутреннее противоречие, внутриличностные конфликты
3 Мех или ковер из шкуры Страх перед авторитетами

Карточка 5

На карточке изображено серое пятно. Чаще всего пациенты говорят о летучей мыши или моли. Эта картинка позволяет выяснить личные черты человека.

Вариант С чем ассоциируется пятно? Расшифровка
1 Вызывает другие ассоциации, чем 1 картинка Предыдущие карточки вызвали у человека сильный дискомфорт внутри
2 Такие же ассоциации,  как с 1 картинкой Глубокие и личные проблемы

Карточка 6

На картинке изображено серое. По этому пятну психолог понимает, насколько человек близок с другими людьми.

Вариант С чем ассоциируется пятно? Расшифровка
1 Шкура животного Не желание взаимодействовать с другими
2 Нора Душевная пустота и изолированность от социума
3 Страхи и ответы сексуального характера Скрытая депрессия
4 Половой акт Страхи сексуального характера

Карточка 7

Светло-серое пятно, которое ассоциируется у большинства с женщинами, детьми, женским началом.  Карточка помогает определить отношение с женским полом.

Вариант С чем ассоциируется пятно? Расшифровка
1 Сложно сказать Сложные отношения с женским полом. У женщин – конфликт с мамой
2 Голова женщины или дети Обострение материнского инстинкта, необходимость в заботе
3 Головы, которые хотят поцеловаться Желание стать любимым и завести отношения
4 Женские половые органы Сложности в половой жизни

Карточка 8

Яркая разноцветная клякса. Одна из самых сложных картинок в тесте. Если человеку сложно сказать, что изображено, значит, он с трудом выражает свои эмоции.

Вариант С чем ассоциируется пятно? Расшифровка
1 Сложно сказать У пациента сложная жизненная ситуация
2 Четвероногое животное Расслабленность, эмоциональное спокойствие
3 Несколько образов Мелочность

Карточка 9

Тоже изображены многоцветные пятна. Расшифровка ассоциации позволяет понять, как пациент справляется с отсутствием определенности в каких-либо ситуациях.

Вариант С чем ассоциируется пятно? Расшифровка
1 Неопределенная форма зла Плохо справляется с неопределенностями. Его легко вывести из себя
2 Человек Организованность и хорошее планирование времени

Карточка 10

В этой кляксе самое большое количество цветов. Чаще всего человек ассоциирует ее с пауком, крабом, змеей и т.д.

Вариант С чем ассоциируется пятно? Расшифровка
1 Неопределенные или негативные ощущения 9 карточка вызвала большие трудности у человека
2 Несколько образов Развитое абстрактное мышление, целостность человеческой натуры
3 Крабы и лобстеры Склонность к привязанности к вещам, терпеливость
4 Пауки Вовлеченность в сложную ситуацию
5 Гусеница Рост и развитие человека

Тест Роршаха при органических поражениях головного мозга

Тест Роршаха обнаруживает высокую чувствительность к психоорганическому синдрому. Использование этого теста оказывается более результативным, чем неврологическое и электроэнцефалографическое исследование. Выделяют следующие признаки Роршах-теста при органическом поражении головного мозга:

1) общее количество ответов менее 15;

2) среднее время ответа более 1 мин;

3) ответы по движению (М) либо полностью отсутствуют, либо их не более одного;

4) ответы с называнием цвета;

5) F+% менее 70;

6) Рор% менее 25;

7) персеверации;

8) неспособность к улучшению собственных ответов;

9) неуверенность в ответах;

10) стереотипные речевые обороты.

Наличие пяти из десяти этих признаков указывает на органическое поражение головного мозга.

Дополнительные признаки органического поражения головного мозга:

Плохое различение фигуры и фона, ответы по светотени на первые две таблицы, неспособность воспринимать человеческие фигуры на табл. III из-за «отделения ног», указания на маленькие участки пятен, вариабельность качества ответов, отказы и коартивный, или коартативный, тип переживания.

Тест Роршаха при эпилепсии

А) При левосторонних очагах: замедление времени реакции и ответа, уменьшение общего количества ответов и частые отказы. Малое количество как кинестетических (М), так и цветовых ответов (С)
— коартативный тип переживания, большое количество персевераций, высокий удельный вес популярных ответов (Рор) и интерпретаций с названиями животных (А).

Б) При правосторонних очагах: много ответов, частое выделение мелких деталей (d) и фрагментов фона (s), плохое восприятие формы пятен, конфабуляторные ответы, большое число указаний на цвет (С)
— экстратензивный тип переживаний.

В) При концентрическом слабоумии: увеличение общего времени ответов, увеличение количества целостных ответов, уменьшение общего числа ответов, уменьшение количества ответов с четкой формой, увеличение количества недифференцированных цветовых ответов, отсутствие ответов по движению, коартированный или экстратензивный тип переживания, увеличение ответов по животным (А), персеверации, стереотипии.

Тест Роршаха при сенильной деменции

Уменьшение общего числа ответов, снижение % ответов с четкой формой, малое число ответов по движению и цвету, большое количество персевераций.

Тест Роршаха при церебральном атеросклерозе

Уменьшение общего количества ответов и удельного веса целостных интерпретаций, уменьшение количества ответов на необычные детали, редкое указание на движения и цвет, увеличение времени на ответы, персеверации, указания на животных. Удельный вес ответов с четкой формой (80 %) и количество популярных ответов не отличается от возрастной нормы.

Рекомендованная литература

  1. Bohm E. Lehrbuch der Rorschach — Psychodiagnostic. — Bern-Stuttgart, 1972. — 499 S.
  2. Белый Б.И. Тест Роршаха. Практика и теория / Под ред Л.Н.Собчик.
    — СПб.: Дорваль, 1992. — 200 с.
  3. Бурлачук Л.Ф. Исследование личности в клинической психологии. — К.: Наукова думка, 1979. — 175 с.
  4. Роршах Г. Психодиагностика: Методика и результаты диагностического эксперимента по исследованию восприятия (истолкование случайных образов) / Пер. с нем.
    — М: Cogito Centre, 2003. — 336 с.
  5. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. — М.: МГУ, 1980. — 176 с.

См. также:

  • Тест Роршаха: картинки и расшифровка. Описание карточек
  • Тест Роршаха и структура психического образа
  • Тест Роршаха. Практика и теория
  • Что обсуждалось на XIV Конгрессе по тесту Роршаха и проективным методикам
  • Критика теста Ророшаха

Общие принципы тестирования

Что из себя представляет тест Роршаха? Об этом поподробнее будет рассказано далее.

Пятна Роршаха — тестирование, состоящее из десяти табличек, на каждой из которых изображено по одной аморфной кляксе. Все пятна являются стандартными и симметричными. Также стоит отметить, что изображения могут быть чёрно-белыми и цветными.

Тестирование осуществляется следующим образом: психиатр предоставляет испытуемому бумажные листы с чернильными пятнами неправильной формы для того, чтобы тот описал ему изображение на бумаге. Испытуемый должен ознакомиться с предлагаемыми изображениями, а затем сказать о том, какие мысли, образы или идеи приходят ему в голову. Психодиагностика личности индивида осуществляется по специальной методике толкования.

Существует специальная разработанная система символов, по которой формализуется каждый ответ испытуемого. Формализация осуществляется по пяти следующим счётным категориям:

  1. Локализация — испытуемый может выбрать для ответа отдельные детали изображения или всё изображение в целом;
  2. Детерминанты — формирование ответа может предполагать использование форму изображения, цвет, или же формы и цвета одновременно;
  3. Уровень формы — тут оценивается адекватность отражения формы изображения в ответе. В качестве критерия используются наиболее часто получаемые критерии;
  4. Содержание — ответы, которые даются испытуемыми могут изображать людей, животных, а также неодушевлённых предметов;
  5. Оригинальность и популярность — тут довольно просто: испытуемые могут давать оригинальные ответы и популярные. Оригинальные ответы называются индивидами редко, в то время как популярные встречаются больше, чем у трети респондентов.

Все ответы обозначаются следующими символами:

  • H — эта буква обозначает человеческие фигуры. Они могут указываться целыми или почти целыми;
  • (H) — человеческие фигуры, но в этом случае уже лишённые реальности. Это обозначает скульптуры, рисунки, мифических существ, карикатуры;
  • (Hd) — обозначение отдельных частей человеческих фигур;
  • A — фигура животного — почти целая или целая;
  • (A) — животное из мифологии, чудовище, рисунок животного или карикатура;
  • Ad — голова и лапы животного, или же другие части;
  • At — обозначение человеческих внутренних органов. Обычно этими органами являются печень, сердце или почки;
  • Sex — отсылки на половые органы, или же на сексуальную деятельность. Также это обозначение служит для отсылок к тазу или нижней части;
  • Obj — предметы, сделанные руками человека;
  • Aobj — предметы, созданные из различных животных материалов;
  • Aat — внутренние органы животных;
  • Food — обозначение продуктов питания;
  • N — различные природные пейзажи;
  • Geo — реки, заливы, острова и карты;
  • Pl — обозначение растений всех видов — деревья, овощи, плоды, цветы, а также части растений;
  • Arch — обозначение архитектурных сооружений;
  • Art — рисунок, но который не имеет специфического содержания. Это может быть рисунок, нарисованный акварелью, или же детский рисунок;
  • Abs — концепции абстрактного содержания — «любовь», «сила», «власть»;
  • Bl — обозначение крови;
  • Fi — огонь.

Также могут встречаться и другие обозначения, но они уже указываются полными словами, так как являются более редкими, чем все вышеуказанные в списке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector