Упражнения для взрослых при дисграфии
Содержание:
- Симптомы дисграфии
- Почему ребенок пишет с ошибками?
- Признаки дисграфии
- Как проявляется дисграфия
- Как происходит коррекция дисграфии?
- История дисграфии
- Выявление дисграфии у взрослых
- Оптическая дисграфия – что это?
- Все специализации врачей:
- Причины возникновения дисграфии?
- Симптомы дисграфии
- Какие ошибки совершает ребенок с оптической дисграфией?
- Причины дисграфии
- Как устранить дисграфию и возможно ли это?
- Диагностика дисграфии. Примеры дисграфических ошибок
- Заболевания на «Д»:
Симптомы дисграфии
Как и любое логопедическое нарушение, дисграфия отличается рядом определенных симптомов. Как правило, это ошибки на письме, которые пациент повторяет систематически. Причем, стоит отметить, что эти ошибки человек делает не по причине незнания правил и норм языка. Чаще всего ошибки связаны с заменой или же смещением сходных букв или схожих звуков. Пациенты нередко пропускают буквы и слоги в словах, меняют их местами, добавляют лишние буквы. Слова нередко пишутся слитно, а в предложениях отсутствует согласованность слов и словоформ между собой. При этом отмечено, что скорость написания текста достаточно низкая, а почерк неразличим. Учитывая все эти факторы, следует помнить, что поставить диагноз «дисграфия» можно только после овладения пациентом навыков письма, то есть, не ранее 9 лет. Поставленный до этого возраста диагноз впоследствии может оказаться ложным.
Артикуляторно-акустическая дисграфия также диагностируется ошибками на письме, однако в этом случае они связаны с неправильным произношением звуков. Проще говоря, пациент пишет так же, как и слышит тот или иной звук. Чаще всего такое явление встречается у детей с недоразвитием речи с фонетико-фонематической стороны. Ошибки аналогичны как в устной речи, так и при написании.
Акустическая дисграфия не подразумевает нарушение произношения звуков, однако восприятие их сформировано неправильно. Таким образом, пациент на письме заменяет некоторые звуки теми, которые схожи с ними при произношении, например, шипящие на свистящие, звонкие на глухие и так далее. Дисграфия, обусловленная нарушениями языкового синтеза, не позволяет пациенту правильно апеллировать буквами и слогами в слове: он меняет их местами, дописывает лишние или же не дописывает окончания слов. Для детей, страдающих этой формой дисграфии, характерно написание предлогов со словами слитно, приставки же, наоборот, на письме отделяются от слова. В случае диагностики заболевания среди школьников такая форма — самая распространенная.
Аграмматическая дисграфия имеет следующие характерные черты: пациент неправильно изменяет слова по падежам, путает склонения, не может определить род или число. В предложениях наблюдается несогласованность постановки слов, пропущены некоторые члены предложения. Речь у пациентов, страдающих такой формой дисграфии, недоразвита и достаточно заторможена. Сопутствуют этому нарушению и прочие логопедические расстройства, например, дизартрия, алалия и другие.
Оптическая дисграфия проявляется таким образом, что на письме пациент смешивает и заменяет буквы на схожие с ними визуально. В данном случае выявлена может быть либо литеральная оптическая дисграфия (нарушение воспроизведения изолированных букв), либо вербальная оптическая дисграфия (нарушение начертания букв в словах). Самые распространенные ошибки у пациентов — это добавление в буквы лишних элементов или же недописывание нужных, «отзеркаливание» букв и тому подобное.
У страдающих дисграфией пациентов нередко удается диагностировать и симптомы, не относящиеся к логопедическим. Как правило, это неврологические расстройства и нарушения, к примеру, гиперактивность, нарушения работы памяти, снижение работоспособности
Пациентам тяжело сконцентрировать внимание на чем-либо, они часто отвлекаются в процессе обучения или работы
Диагностические мероприятия для выявления дисграфии обычно включают в себя консультацию не только логопеда, но и других специалистов: невролога, офтальмолога, ЛОРа. Необходимо исключит вероятность наличия дефектов органов слуха и зрения. Оценка речевой функции дается логопедом. Для этого проводятся мероприятия диагностики письменной речи
В этом случае важно четко разграничить наличие расстройств с незнанием правил и норм языка, с неграмотностью пациента. Далее специалистом определяется форма дисграфии
Диагностические мероприятия по установлению дисграфии у пациента проводятся комплексно. На первом этапе обследования анализируются письменные работы пациента. Далее оценивается развитие ребенка, его речевой навык, общее развитие. После этого специалистами изучается состояние центральной нервной системы, органов слуха и зрения, артикуляционный аппарат, моторика рук и речевая моторика. Определяется и то, какой рукой при написании пользуется пациент.
Почему ребенок пишет с ошибками?
Наиболее распространенной причиной школьной неуспеваемости по русскому языку является большое количество допускаемых в процессе письма лексико-грамматических ошибок. Причиной того могут быть невнимательность, трудность языкового анализа, бедность словарного запаса, нарушение устной речи, трудность речевого внимания и памяти. Все виды письма (диктант, списывание, спонтанное письмо) сопровождаются определенными сложностями. В письме находят отражение дефекты развития речи, носящие как первичный характер (несформированность зрительно-пространственных представлений, фонематического восприятия, нарушение кинестетического, кинетического факторов, межполушарное взаимодействие — в том числе), так и вторичный характер (недоразвитие контроля, программирования и регуляции собственной психической деятельности).
Всем кто задается вопросом, как научить ребенка правильно писать без ошибок и исправить дисграфию, важно принять во внимание, что трудности овладения письмом никогда не являются изолированным нарушением. Первичный дефект (несформированность) определенного функционального компонента, который служит причиной возникающих при письме или чтении трудностей, непременно скажется на состоянии остальных психических функций, в состав которых он входит
Использование нейропсихологических методов исследования позволяет выявить закономерность между специфическими нарушениями письма и дефектами остальных психических функций. К примеру, допускаемые в процессе письма пространственные ошибки всегда сочетаются с аналогичными дефектами в сфере гнозиса, праксиса и рисунка. Трудности фонематического анализа зачастую находят свое проявление в диктантах, а смешение графически схожих букв — при любых видах письма.
Несформированные регуляторные функции, ориентировочная основа действия, трудность концентрации и рассредоточенность приводят к неспособности ребенком распределить внимание между технической стороной письма и необходимостью выделения законченной мысли в виде готового предложения. Вследствие этого одной из наиболее распространенных ошибок среди таких детей является нарушение обозначения границ предложений: отсутствие знаков препинания и прописных букв, персеверация и антиципация букв в словах типа «октьбрь» и «осьнь», пропуск букв
Подобные трудности при письме носят регуляторный характер и представляют собой симптомы регуляторной дисграфии.
Каково мнение специалистов относительно того, почему ребенок пишет с ошибками? Т.В. Ахутиной рассматриваются различные нарушения письма в контексте нарушений письменной речи. В данном случае в симптоматику дисграфии в качестве основных ошибок включены:
- оптические и оптико-пространственные ошибки — основаны на оптической схожести букв и их пространственной ориентировке;
- фонематические ошибки — смешение фонем с точки зрения акустического или артикуляционного сходства;
- грамматические ошибки — ребенок путает буквы при написании;
- ошибки, связанные с нарушением (недоразвитием) праксиса.
Результаты проведенных нейрофизиологических исследований указывают на наличие у страдающих дисграфией детей нарушений (недоразвитий) функционального характера в проекционных и ассоциативных зонах задних отделов коры правого полушария головного мозга, которые отвечают за осуществление сенсорно-специфического анализа зрительных образов, нарушений межполушарного взаимодействия данных зон при запоминании зрительной информации и нарушений процессов сенсомоторной интеграции. Возможны нарушения в работе мозга в области лобно-височных отделах и др.
Признаки дисграфии
Ошибки при дисграфии имеет следующие особенности:
- Ошибки, связанные с нарушением формирования психических функций, которые принимают участие в процессе письма. Например, способность различать фонемы на слух и при произношении, способность анализировать предложение на слова, способность понимать лексическо-грамматический строй речи.
Существуют также ошибки, возникающие при нарушении элементарных функций. Но они не приводят к дисграфии. - Ошибки при дисграфии сходны с ошибками физиологическими, но при дисграфии их больше, они повторяются и длительное время сохраняются.
Ошибки у детей могут возникать при педагогической запущенности, при нарушении внимания и контроля. При этом ошибки никак не связаны с нарушением формирования высших психических функций, что не приводит к возникновению дисграфии. - При дисграфии ошибки наблюдаются в сильной фонетической позиции. Дети пишут «корофа» вместо «корова», «дм» вместо «дым». Обычные орфографические ошибки наблюдаются только в слабой позиции («расток» вместо «росток»).
- Дисграфические ошибки характерны только для школьников (для дошкольников они пока являются физиологическими).
Дисграфию не рассматривают как независимое нарушение. Она часто сопровождает различные неврологические дисфункции и расстройства, патологии слухового, двигательного, речевого, зрительного анализаторов.
Как проявляется дисграфия
При дисграфии у ребенка отмечаются многочисленные ошибки при письме. Эти ошибки никак не связаны с правописанием или правилами языка.
Даже если родители нанимают ребенку репетитора, тот не может решить эту проблему. Ошибки при письме у ребенка все-равно появляются, причем носят они системный и специфический характер. Школьник искажает буквенные элементы, соединяя много букв в одну. Он может добавлять к буквам новые части, может пропускать отдельные буквы или даже слоги. Кроме того, ребенок может менять буквы по акустической или оптической близости, не дописывать окончания слов, пропускать знаки препинания и заглавные буквы. У ребенка заметно выражен некрасивый почерк, ему трудно удержаться на одной строке, трудно написать буквы определенной величины.
Неправильное написание букв и слов напрямую зависит от того, насколько правильно или неправильно функционирует каждый участок коры головного мозга ребенка.
Если плохо работают задние лобные отделы коры головного мозга, то такую дисграфию называют регуляторной или эфферентной моторной дисграфией. Симптомы такого заболевания: трудность программировать и осуществлять письменный процесс, трудность переключать внутри моторную программу слов и трудность согласовать слова внутри грамматических конструкций. При этом заболевании ребенок не может выполнять трудные моторные операции.
Если плохо работают височные отделы левого полушария у правши при письме выявляются ошибки замены букв по акустической близости. Это заболевание — сенсорная дисграфия. Ребенок при таком заболевании имеет недостаточную функцию фонематического анализа и синтеза.
Если нарушены теменно-височно-затылочные отделы коры, то это семантическая дисграфия. При таком заболевании ребенку трудно использовать логико-грамматические конструкции при письме. Кроме того, если ребенок неправильно располагает элементы букв, может писать их зеркально, ошибается в их написании, говорят об оптической дисграфии. При этом виде заболевания нарушены процессы, связанные с обработкой зрительно-пространственной информации.
Как происходит коррекция дисграфии?
Лечение дисграфии всегда комплексное и направлено в первую очередь на нормализацию процессов анализа и синтеза письменных элементов – от отдельных букв до целых предложений. Если просто исправлять ошибки, прорабатывать школьные сборники с грамматическими упражнениями, особого толка не будет. Каждое упражнение коррекционной программы должно быть нацелено на укрепление связей между мозговыми структурами и формированием новых, правильных, навыков:
- постановка проблемных звуков;
- расширение словарного запаса;
- освоение грамматического строя;
- улучшение связности устной речи, аналитических способностей, восприятия информации на слух.
Также коррекция дисграфии у взрослых должна сопровождаться процедурами и занятиями, улучшающими работу головного мозга, мелкой и крупной моторикой, например, массажем, плаванием, лечебной физкультурой.
Для достижения устойчивого положительного результата, помимо регулярных занятий с логопедом, необходимо выполнять самостоятельно специальные упражнения. Взрослые обычно имеют большую мотивацию, чем младшие школьники, однако и здесь нужно запастись терпением, ведь поначалу мало что будет получаться. Кроме того, коррекция дисграфии в любом возрасте требует немало времени.
История дисграфии
В качестве самостоятельной патологии нарушения письма и чтения впервые выделил немецкий терапевт Адольф Куссмауль в 1877 году. После этого появилось множество работ, где описывались разные нарушения письма и чтения у детей. Однако рассматривались они как одно расстройство письменной речи, а некоторые ученые указывали на то, что оно вообще является признаком слабоумия и свойственно только отсталым детям.
Но уже в 1896 году терапевт В. Прингл Морган описал случай с мальчиком 14 лет, у которого был вполне нормальный интеллект, но присутствовали нарушения письма и чтения (речь шла о дислексии). После этого и другие исследовали стали изучать нарушение письма и чтения в качестве самостоятельной патологии, никак не связанной с умственной отсталостью. Чуть позже (в начале 1900-х годов) ученый Д. Гиншельвуд ввел термины «алексия» и «аграфия», обозначавшие тяжелую и легкую формы расстройства.
Время шло, и понимание природы отклонения письма и чтения изменялось. Его уже не определяли как однородное оптическое нарушение; стали использовать разные понятия: «алексия» и «дислексия», «аграфия» и «дисграфия»; начали выделять разные формы и классификации дисграфии (и, конечно, дислексии).
Впоследствии расстройства в процессе письма и чтения начали изучаться все большим количеством специалистов, в том числе и отечественных. Наиболее значимыми были работы невропатологов Самуила Семеновича Мнухина и Романа Александровича Ткачева. По мнению Ткачева, основу нарушений составляют мнестические нарушения (нарушения памяти), а согласно идеям Мнухина, их общая психопатологическая основа кроется в нарушении структурообразования.
В конце концов, в 30-е годы 20 века дисграфию (и дислексию) начинают изучать дефектологи, педагоги и психологи, такие как Р. Е Левин, Р. М. Боскис, М. Е. Хватцев, Ф. А. Рау и другие. Если же говорить о современных ученых и более конкретно о дисграфии, то в ее изучение значительный вклад внесли Л. Г. Неволина, А. Н. Корнев, С. С. Ляпидевский, С. Н. Шаховская и другие. Основываясь на результатах их исследований, мы и продолжим нашу статью.
Выявление дисграфии у взрослых
Лечение нарушений письма у взрослых, так же, как и в детском возрасте, начинается с изучения специалистом письменных работ, выполненных по специальным методикам. Прежде всего, логопеду необходимо выявить, являются ли дефекты написания проявлением дисграфии, или же представляют собой результат безграмотности человека. Испытуемый выполняет ряд письменных заданий, среди которых:
- списывание текстового материала (печатного и написанного от руки);
- написание диктанта;
- составление описаний к картинкам;
- чтение целостного текста, а также отдельных слов и раздельных слогов.
В ходе диагностики также проводится изучение состояния устной речи, которое включает:
- оценку правильности произношения звуков;
- изучение словарного запаса;
- анализ умений определять звуки на слух.
После проведения необходимых тестов логопед анализирует ошибки, определяя среди них типичные для определенных типов дисграфии. Далее составляется логопедическое заключение. Если диагноз подтверждается, обязательно проводится дальнейшая коррекция дефекта.
Оптическая дисграфия – что это?
Наиболее часто сложности с письменной речью возникают в начале школьного обучения
В случае обнаружения у ребенка особых устойчивых нарушений письма, очень важно определить тип отклонения. Только при правильном выявлении вида дисграфии возможна дальнейшая эффективная работа по ее коррекции
С учетом особенностей патологии и характерных ошибок, которые совершает школьник при переносе звуков на бумагу, выделяют пять видов дисграфии. Сегодня речь пойдет об одном из наиболее распространенных из них.
Оптическая дисграфия представляет собой особую категорию отклонений в письменной речи, которая связана с недостаточным развитием оптических и пространственных представлений ребенка, а также с неокончательно сформированной системой зрительного анализа и синтеза. Другими словами, ребенок на данном этапе просто еще не готов переносить слова на бумагу, превращая звуки в буквы, и не может правильно формировать и записывать в виде символов то, что он слышит.
Все специализации врачей:
- Акушеры
- Аллергологи
- Андрологи
- Анестезиологи
- Вегетологи
- Венерологи
- Вертебрологи
- Врачи ЛФК
- Врачи функциональной диагностики
- Гастроэнтерологи
- Гематологи
- Генетики
- Гепатологи
- Гинекологи
- Гинекологи-эндокринологи
- Гирудотерапевты
- Гомеопаты
- Дерматологи
- Диетологи
- Иммунологи
- Инфекционисты
- Кардиологи
- Кинезиологи
- Колопроктологи
- Косметологи
- Логопеды
- Лоры (отоларингологи)
- Маммологи
- Мануальные терапевты
- Массажисты
- Микологи
- Наркологи
- Неврологи
- Нейрохирурги
- Неонатологи
- Нефрологи
- Окулисты (офтальмологи)
- Онкогинекологи
- Онкологи
- Ортопеды
- Остеопаты
- Отоневрологи
- Педиатры
- Пластические хирурги
- Подологи
- Проктологи
- Психиатры
- Психологи
- Психотерапевты
- Пульмонологи
- Реабилитологи
- Реаниматологи
- Ревматологи
- Рентгенологи
- Репродуктологи (ЭКО)
- Рефлексотерапевты
- Сексологи
- Семейные врачи
- Сомнологи
- Спортивные врачи
- Стоматологи
- Стоматологи-гигиенисты
- Стоматологи-имплантологи
- Стоматологи-ортодонты
- Стоматологи-ортопеды
- Стоматологи-пародонтологи
- Стоматологи-терапевты
- Стоматологи-хирурги
- Сурдологи
- Терапевты
- Торакальные хирурги
- Травматологи
- Трансфузиологи
- Трихологи
- УЗИ-специалисты
- Урологи
- Физиотерапевты
- Флебологи
- Фтизиатры
- Хирурги
- Цитологи
- Челюстно-лицевые хирурги
- Эндокринологи
- Эндоскописты
- Эпилептологи
Причины возникновения дисграфии?
Корни этого явления лежат в недостаточности работы речевого, зрительного и слухового анализаторов, т. е. ребенок не в состоянии производить анализ и синтез речи. Эти нарушения происходят из-за недоразвития зон головного мозга, выполняющих данные функции.
Этиология состояния может быть обусловлена:
- Неврологическими нарушениями вследствие внутриутробной гипоксии или кислородного голодания в процессе тяжелых родов.
- Тяжелыми последствиями для мозга и нервной системы инфекционных болезней, перенесенных в раннем детстве.
- Черепно-мозговыми травмами, произошедшими в детстве.
- Социальными факторами — педагогической запущенностью, неправильной речью в детском окружении, недостаточностью речевых контактов, билингвизмом.
Освоение письменной речью напрямую связано со сформированностью всех сторон речевой функции, поэтому в группу риска по возникновению дисграфии попадают дети с ЗПР, ОНР, фонематическим недоразвитием и нарушением звукопроизношения
Именно поэтому крайне важно к школьному возрасту пройти обследование у логопеда и скорректировать имеющиеся проблемы
Симптомы дисграфии
Признаки дисграфии – это повторяющиеся типичные ошибки стойкого характера, не связанные с незнанием норм родного языка. Дети могут изменять структуру слова, подменять звонкие звуки парными глухими, нарушать раздельность и слитность написания терминов. При этом они пишут слишком медленно и неаккуратно.
- При артикуляторно-акустической дисграфии ошибки в письменной речи напрямую связаны с ошибками, который ребенок допускает во время устной речи. То есть он пишет слова так, как произносит.
- При акустической дисграфии школьник правильно произносит звуки, но его фонематическое восприятие плохо развито. На письме он заменяет буквы, которые соответствуют фонематически сходным звукам (звонкие – глухими, шипящие – свистящими и т.п.).
- При дисграфии, развывшейся на почве нарушения языкового синтеза и анализа, наблюдается нарушение деления слов на слоги, предложений – на слова. Ученик переставляет местами слоги, буквы, не дописывает окончания, соединяет слова с предлогами, но разделяет их с приставками.
- При аграмматической дисграфии выявляются множественные аграмматизмы в письменной речи. Дети неправильно изменяют слова по падежам, числам и родам, не могут их согласовывать друг с другом. Также нарушают предложные конструкции.
- При оптической дисграфии смешивают/заменяют на письме графически сходные буквы (вместо «л» — «м», вместо «ж» — «х»).
Часто дисграфия сопровождается:
- неврологическими нарушениями;
- пониженной работоспособностью;
- гиперактивностью;
- повышенной отвлекаемостью;
- уменьшением объема памяти.
Если Вы обнаружили у себя схожие симптомы, незамедлительно обратитесь к врачу. Легче предупредить болезнь, чем бороться с последствиями
Лучшие врачи по лечению дисграфии
8.9
Невролог
Вертебролог
Врач высшей категории
Мякинина Анна Эдуардовна
Стаж 17
лет
Клиника здорового позвоночника Здравствуй!
г. Москва, Хорошевское ш., д. 12, корп. 1
Беговая
60 м
8 (499) 519-34-63
10
Кардиолог
Невролог
Пульмонолог
Ревматолог
Рефлексотерапевт
Гирудотерапевт
Врач высшей категории
Сафиуллина Аделия Юрьевна
Стаж 31
год
Кандидат медицинских наук
Клиника Доктор АС на Рубцовской набережной
г. Москва, Рубцовская наб., д. 2, корп. 3
Бауманская
1.2 км
8 (499) 519-39-95
9.6
Невролог
Гадаборшева Тамара Магомедовна
Стаж 43
года
Медцентр Медквадрат на Каширском ш.
г. Москва, Каширское ш., д. 74, стр. 1
Каширская
2.8 км
Каширская
3 км
8 (499) 519-35-25
10
Мануальный терапевт
Невролог
Рефлексотерапевт
Врач высшей категории
Шнигирист Александр Ильич
Стаж 29
лет
Кандидат медицинских наук
Евромедклиник
г. Москва, Сиреневый бульвар, д. 32а
Щелковская
900 м
Первомайская
980 м
8 (495) 185-01-01
9.7
Невролог
Сомнолог
Врач высшей категории
Бегашева Ольга Ивановна
Стаж 27
лет
Кандидат медицинских наук
Остеополиклиника на Татарской
г. Москва, ул. Большая Татарская, д. 7, корп. 4
Новокузнецкая
580 м
Третьяковская
780 м
Третьяковская
820 м
8 (495) 185-01-01
10
Невролог
Вертебролог
Врач высшей категории
Профессор
Полевая Елена Валерьевна
Стаж 26
лет
Кандидат медицинских наук
HBP clinic
г. Москва, ул. Зоологическая, д. 12, корп. 2
Баррикадная
890 м
Краснопресненская
970 м
Маяковская
1.3 км
8 (495) 185-01-01
10
Невролог
Психотерапевт
Семёнова Юлия Викторовна
Стаж 27
лет
Клиника Московский доктор
г. Москва, Балаклавский пр-т, д. 5
Чертановская
150 м
Клиника Московский доктор
г. Москва, ул. Коктебельская, д. 2, корп. 1
Бульвар Дмитрия Донского
500 м
Улица Старокачаловская
800 м
8 (499) 969-26-27
8 (499) 969-29-32
9.1
Невролог
Рефлексотерапевт
Вертебролог
Реабилитолог
Вегетолог
Врач первой категории
Кубышта Светлана Михайловна
Стаж 17
лет
Ист клиник в Беляево
г. Москва, Профсоюзная, д. 104
Беляево
110 м
Коньково
890 м
Калужская
1.8 км
8 (499) 969-29-33
8.5
Невролог
Рефлексотерапевт
Врач первой категории
Носова Марина Юрьевна
Стаж 16
лет
Евромедклиник 24 Жулебино
г. Москва, Люберцы, м-н Городок Б, ул. 3-е Почтовое Отделение, д. 102
Жулебино
830 м
Котельники
950 м
8 (499) 969-25-84
8.1
Невролог
Рефлексотерапевт
Гирудотерапевт
Врач высшей категории
Былина Елена Федоровна
Стаж 11
лет
Медицинский центр Первый Доктор на Киевской
г. Москва, ул. Киевская, д. 22
Студенческая
290 м
Кутузовская
940 м
Кутузовская
910 м
8 (499) 116-76-81
Какие ошибки совершает ребенок с оптической дисграфией?
Дети с оптическими нарушениями письма наиболее часто испытывают сложности с переносом букв на бумагу в правильной форме. Они искажают внешний вид буквенных символов или пишут их зеркально. Школьники не могут корректно написать буквы, поэтому непреднамеренно добавляют им лишние петельки или детали, либо же теряют необходимые составляющие символов.
- Подмена букв, состоящих из одинаковых элементов в различном количестве (крючочков, кружочков и тд.). Наиболее часто на письме это буквы ш-и, р-у, м-л, т-п.например: шея – иея, тряпка – пяпка, монета – лонета.
- Замена похожих по написанию букв, которые имеют разное расположение отдельных элементов символа. В письменном виде это такие буквы, как б-у, в-д, ш-т.например: будка – удка, уборка – буорка, школьник – ткольник, вилка – дилка.
- Утеря и не дописывание составляющие части букв. Наиболее часто теряются крючочки в прописных символах у и д, галочки в буквах б, а и др.например: Антон — Λнтон.
- Написание букв в их зеркальном отображении. Символы пишутся правильно, но в другую сторону. Очень часто такого типа ошибки совершают левши.Например: Екатерина – Зкатерина.
Крайне важно помнить о том, что школьник делает такие ошибки не преднамеренно, и причина здесь кроется не в его лени, нежелании или безответственности. Чаще всего малыш крайне серьезно подходит к обучению, однако, ни его старания, ни дополнительное время, уделенное письму, не приносят должного результата
Причины дисграфии
Как было сказано выше, дисграфия связана с навыком письма, формирующимся у человека. Потому связь имеется и со всеми сторонами устной речи пациента. Важную роль играют состояния звукопроизношения, фонематическое восприятие, лексико-грамматическая сторона, связность и внятность речи. Потому развитие дисграфии может иметь под собой те же причины, что и прочие логопедические нарушения, например, дизартрия или алалия.
Как и в случае, к примеру, дизартрии, дисграфия может быть вызвана поражениями головного мозга, его недоразвитостью в период беременности матери и в послеродовой период. Нередко причинами могут послужить патологическое течение беременности, травмы, полученные в процессе родоразрешения, асфиксия. Нейроинфекционные заболевания, например, менингиты и энцефалиты, соматические заболевания в тяжелой стадии также вызывают поражения ЦНС ребенка и, как следствие, дисграфию.
Помимо факторов, обусловленных физическим состоянием ЦНС пациента, большое значение в формировании нарушений письменной речи играют социально-психологические причины. Это может быть двуязычие в семье, частные контакты со страдающими нарушениями речи, дефицит речевых коммуникаций, а также невнимательное отношение родителей к ребенку в период формирования речевого навыка и навыка письма. Раннее начало обучения ребенка грамоте также может вызвать затруднения с письмом, поскольку психологически он еще не готов к восприятию такого объема информации. Кроме того, дисграфия может появиться у детей с определенной конституциональной предрасположенностью и заторможенностью психического развития.
Появление дисграфии у пациентов во взрослом возрасте обусловлено наличием черепно-мозговых травм в анамнезе, инсультами, нейрохирургическими оперативными вмешательствам. Опухоли головного мозга также могут способствовать нарушениям функции письменной речи.
Как устранить дисграфию и возможно ли это?
К счастью, да, при определенных усилиях как со стороны родителей, специалистов, так и самого ребенка дисграфию можно скорректировать и вылечить. Конечно, это не быстрый процесс: могут потребоваться месяцы и годы систематических занятий, чтобы полностью преодолеть дисграфию и сопутствующие нарушения письма, речи и чтения. Но эти труды будут вознаграждены: ребенок сможет полноценно обучаться в обычной школе и стать полноценным членом общества, обычным ребенком.
Дисграфия — это не приговор, с этим можно жить, но задачей родителей и педагогов должно стать преодоление этого недуга. Благо разработано множество методик и упражнений для устранения дисграфии. Это подтверждают и известные люди, страдающие от дислексии и дисграфии. Вот лишь небольшой список имен: Ганс Христиан Андерсен, Альберт Энштейн, Том Круз, Сальма Хайек, Шер, Дастин Хоффман, Уолт Дисней, Федор Бондарчук, Владимир Маяковский, Мерлин Монро.
Диагностика дисграфии. Примеры дисграфических ошибок
А дисграфия ли это вообще? Может быть, дело всё-таки в недостаточном знании правил грамматики или в недостаточном усердии?
Дисграфические ошибки несложно отличить от орфографических. При обычной неграмотности ошибки связаны с типовым «как слышим, так и пишем», когда в тексте появляются неправильные, но вполне понятные «карова» или «медветь».
У людей с дисграфией ошибки будут «неестественные», когда при прочтении текста вслух мы услышим в нём какие-то странные и незнакомые слова, в которых трудно распознать реально существующие. Здесь могут быть следующие варианты:
- пропущенные буквы и слоги («лса» вместо «лиса»), иногда — наоборот, лишние («вететер» вместо «ветер»), недописанные слова («мног» вместо «много»),
- переставленные местами буквы и слоги («доврик» вместо «дворик»),
- замена букв, которые означают звуки, фонетически и артикуляционно схожие между собой («шкавы» вместо «шкафы», «лубить» вместо «любить»), отсутствующие или лишние мягкие знаки («писмо» вместо «письмо», «лесьной» вместо «лесной»),
- замена букв, которые похожи по написанию («бомик» вместо «домик»),
- пропущенные и лишние кусочки букв («икаф» вместо «шкаф»; на письме «и» состоит из двух одинаковых палочек, а «ш» из трёх таких же палочек),
- неверное согласование родов и падежей — аграмматические написания словосочетаний («большая рюкзак», «зелёных листьям») — проявляется в более старшем возрасте.
В отличие от проблем с орфографией, когда неверное написание слова кочует из текста в текст, в дисграфических ошибках одно и то же слово в разных случаях может быть написано по-разному, в том числе и правильно.
Общий механизм письма под диктовку у школьника с дисграфией не отличается от механизма обычного школьника. Услышал — написал. Но в каком-то месте происходит сбой, поэтому «как слышим, так и пишем» дисграфика оказывается не похожим на наше «как слышим, так и пишем». В одних случаях человек слышит верно, а на письме выводит не ту букву, в других — наоборот, сбой происходит на стадии «слышим» (а точнее, на стадии распознавания в слове отдельных звуков).
Выявить дисграфию помогают диктанты и списывания текстов — особенно списывания. Дети, у которых всё в порядке, здесь ошибаются крайне редко, а вот у дисграфиков начинают выплывать те самые недописанные слова, пропуски букв и так далее.
Из самого характера ошибок можно уже делать некоторые выводы об источнике осложнений.
Примеры:
- если слова искажаются в сторону созвучий («карасный», «високий», «клуч»), то дело в фонематике;
- если наиболее частые ошибки связаны с внешним видом букв («З» вместо «Е», «б» вместо «д», неверное написание букв — зеркальные «р» или «с»…), логично предположить, что дело в каких-то ошибках зрительного восприятия, и с большой вероятностью будет диагностирована оптическая дисграфия;
- моторную дисграфию следует поискать там, где сбоят двигательные рефлексы — например, когда путают письменные буквы «ш», «т», «и»;
- если ребёнок часто не дописывает слова, такой факт с большой вероятностью указывает на дисграфию. Но чтобы диагностировать её разновидность, нужно смотреть на конкретные слова; дело может быть в неверном зрительном запоминании, может говорить о проблемах с моторикой и повышенной утомляемостью мышц, может быть комбинацией нескольких вариантов, а может вообще объясняться общей физической и психологической усталостью (т.к. дисграфикам вообще тяжело даётся письмо).
Расстройства редко бывают «чистыми», чаще всего имеет место сочетание разновидностей в той или иной степени. В одном диктанте девочка с дисграфией допустила ошибку, написав «в доле» вместо «в поле». Такая необычная ошибка была диагностирована как двойная с промежуточным шагом, который от нас скрыт: «п» вначале превратилась в «б», а уже затем в «д». Здесь произошла комбинация акустической ошибки, связанной с фонетически-артикуляционной похожестью парных звуков «б» и «п», и оптической ошибки (похожие на письме «б» и «д», одна петелька, но направленные в разные стороны хвосты).
Заболевания на «Д»:
- Диабетическая стопа
- Дуоденит
- Дисплазия тазобедренных суставов
- Дерматит контактный
- Диабетическая нейропатия
- Дисплазия шейки матки
- Дерматит атопический
- Дизентерия
- Диатез
- Дальтонизм
- ДВС-синдром
- Дерматофития
- Дыхательная недостаточность
- Долихосигма
- Дерматит аллергический
- ДЦП (детский церебральный паралич)
- Дисплазия суставов
- Дисциркуляторная энцефалопатия
- Двурогая матка
- Депрессия
- Дорзалгия
- Дисбактериоз кишечника у детей
- Дерматит периоральный
- Дерматит пеленочный
- Диарея
- Дакриоцистит
- Дисфункция яичников
- Дифтерия
- Деменция
- Дерматит
- Диссоциативное расстройство личности
- Дизартрия
- Дивертикулез толстой кишки
- Дальнозоркость
- Диабетическая ретинопатия
- Дисфункциональное маточное кровотечение
- Дисбактериоз кишечника у взрослых
- Дисграфия
- Дислексия
- Дистрофия сетчатки