Развитие ребенка в 1 год

Эмоциональное развитие малыша

Вы можете заметить изменения в общении вашего ребёнка с другими людьми. Вы узнаете, что ваш малыш кусака, даже если у него ещё нет зубов. Он попытается ущипнуть другого ребёнка или кинуть в него, а может и в маму, игрушкой. Я не исключаю, что у вас по кухне начнёт летать еда.

Так чем же ещё характеризуется этот период в жизни ребёнка:

Малыш может начинать бунтовать. Ему не нравится, что некоторые вещи под запретом

Он хочет, чтоб всё внимание уделялось только ему, и все желания выполнялись при первом же требовании.
Родителям стоит ограничить количество «нельзя». Иначе малыш обозлиться, и будет находиться в постоянном стрессе

Какой есть выход?

Например, как я делала. Мой малыш хотел взять стеклянную банку, а я предлагала ему взамен пластиковую коробочку. Но не просто впихивала её, отбирая силой ту, что хотел мой сын. Нет, я методично отодвигала опасную для него, и показывала новую, рассказывала какая она красивая, как легко снимать и надевать на неё крышечку, что можно в неё что-то положить. Сыночку быстро становилось интересно и казалось, что эта коробочка в 100 раз лучше, и он полностью забывал о существовании стеклянной банки.

Как и всегда у малыша повышенный спрос на общение с людьми

Старайтесь побольше уделять внимание ребёнку. Пусть с ним общается не только мама с папой, но и другие родственники

Мой сын больше всего любил «разговаривать» с бабушкой. Знакомьтесь с детками в песочнице, как и дети — пусть общаются мамы. Потом вы сможете дружить семьями, а новый собеседник ребёнка потом станет ему лучшим другом. Хорошо было бы, чтоб малыш дружил не только с детьми своего пола, а и с представителями противоположного.

Занятия с ребенком в 1 год

В этот период ребенок очень любит совершать совместные действия со взрослыми, пытается им помогать и повторяет движения – подметает, пылесосит, перемешивает еду. Он знакомится с окружающей обстановкой. Ему интересно, как включается свет, звонит телефон, играет музыка. Он может по несколько раз совершать одни и те же действия. Например, щелкать выключателем, наблюдая за лампочкой, или нажимать на кнопки пульта от телевизора. Он анализирует и пытается разобраться, как это работает. Не отказывайте ему в этом удовольствие.

Во время совместных действий, разговаривайте с ним, например, когда одеваете малыша. Попросите вытянуть ручку, поднять ножку, нагнуть голову. Он охотно поможет одеть себя. В этом возрасте можно приучать ребенка к опрятности – подставлять носик или ротик под салфетку или носовой платок. Протянуть ручки, чтобы их вымыть.

В это время малыш легко обучаем. Поэтому знакомьте его с миром, объясняя и рассказывая доступным языком, как это действует, почему происходит, как себя вести в разных ситуациях. Можно рассматривать дождик через окно, смотреть на движущиеся машины, идущих людей. Не беспокойтесь, даже если малыш еще не говорит, он многое понимает и запоминает названия предметов. Уже в этом возрасте можно познакомить малыша с возможными опасностями – показать, что иголка колется, это больно, а вода бывает очень горячей, поэтому можно обжечься.

Речевые навыки

В один год малыш уже умеет говорить до десяти слов. Он уже понимает практически всё, что слышит. Крайне необходимым является ваше общения с ним, благодаря этому и будет повышаться словарный запас карапуза.

Малыш всё чаще называет предметы короткими обозначениями и если его спросить, как говорит корова — быстро ответит.

Некоторые детки застенчивы, молчаливы. Поэтому не стоит паниковать, если карапуз молчит большую часть времени. А вот если вы замечаете, что он вас не слышит, ребёнок не выполняет ваши просьбы, не понимает запреты – это повод обратиться к доктору. Иначе вы не сможете разобраться, в чём причина такого поведения: патология слухового аппарата, психологические отклонения или что-то другое.

Кроме этого годовалый ребёнок уже знает своё имя и откликается, когда его зовут.

Сон ребенка в 1 год

К году жизни ребенок должен научиться больше спать ночью, чем днём. Большинству детей в годовалом возрасте еще необходим послеобеденный сон, но утренний сон, должен стать делом прошлого.

Тихий час в обеденное время — роскошь, которую имеет годовалый ребенок и не могут себе позволить взрослые. Дневной сон позволяет ребенку отдохнуть, сбросить утренние эмоции. Однако к годовалому возрасту маленький бунтарь может сопротивляться дневному сну, и на фоне растущей независимости устраивать шум во время сна.

Поэтому, чтобы подготовить ребенка к дневному сну следует:

• организовать ребенку расслабляющую ванну;

• сделать легкий массаж;

• почитать сказку.

Перечисленные процедуры эффективны и перед ночным сном. Родительские действия позволяют ребенку сбросить эмоции, удобно расположиться в постели, научиться самостоятельно успокаиваться и спокойно засыпать.

Ночной сон в среднем у ребенка должен составлять 11-12 часов при дневном сне.

Уход за ребенком в 1 год

С каждым днем малыш становится все более самостоятельным. Он уже пьет сам из чашки, старается есть ложкой, пусть даже не всегда у него это аккуратно получается. Роль родителей в уходе за ребенком сводится к тому, чтобы научить его навыкам самообслуживания, следить за его режимом, питанием, гигиеной, здоровьем.

Ребенок, скорее всего, еще не всегда сам просится на горшок. Чтобы ускорить этот процесс, необходимо его высаживать на этот гигиенический «трон» после еды и каждые час-полтора. Постепенно у него выработается привычка, и если вы забудете его туда посадить, он сам вас об этом попросит.

Необходимо следить за его прической, чтобы челка не лезла в глаза. Своевременно подстригать волосы и отрастающие ногти. Дети обычно не очень любят эту процедуру, поэтому ее можно совместить с игрой.

Комнату, где играет и спит малыш, необходимо часто проветривать и проводить влажную уборку. Следить, чтобы не было сквозняков, а в игровом уголке был постелен на полу ковер. Пластмассовые игрушки периодически необходимо мыть с мылом. Чтобы постепенно приучить ребенка к порядку, после игры все игрушки необходимо сложить в ящик или расставить на полке. Вначале это нужно делать вместе с малышом, затем он сможет справиться самостоятельно.

Период младенчества.

    Период младенчества можно условно разделить на два основных этапа: новорожденность  (от 1 до 4 недель) и собственно младенчество (от 1 месяца до 1 года). Психическое развитие в это время определяется тем, что малыш абсолютно беспомощен биологически и социально, а удовлетворение его потребностей полностью зависит от взрослых. В первые недели жизни ребенок плохо видит и слышит, хаотично двигается. Т.е. при своей полной зависимости он обладает минимальными возможностями общения и взаимодействия с окружающими. Поэтому главное направление развития ребенка на этом этапе – освоение основных способов взаимодействия с миром. Малыш активно развивает сенсомоторику: учится овладевать движениями тела (действовать руками, ползать, сидеть, а затем и ходить), осуществляет простые познавательные действия с целью исследования физической стороны предмета. Игрушки первого года жизни выполняют три основные функции: развитие органов чувств (в первую очередь, зрения, слуха, кожной чувствительности); развитие крупной и мелкой моторики ребенка; и, ближе ко второй половине года, усвоение информации о форме, цвете, размере, пространственном расположении предметов окружающего мира. Соответственно, нужно позаботиться о том, чтобы игрушки крохи были яркими, контрастными, сделанными из многообразных (различных на ощупь) безопасных материалов. Это будет стимулировать развитие органов чувств малыша.

    Развитие речи в этот период обусловлено одной любопытной особенностью. Новорожденный ребенок не способен к выделению не только себя, но и других людей из слитной ситуации, возникающей в результате его инстинктивного взаимодействия с миром. Субъект и объект еще не получили своего четкого различения в психике и мышлении ребенка. Для него не существует объекта переживания, он переживает состояния (голода, боли, удовлетворения), а не их причину и реальное содержание. Поэтому произнесение первых звуков и слов носит оттенок аутичности. Ребенок именует предметы, при этом, значения слов еще не закрепились и не постоянны. Роль играет только функция наименования и указания, ребенок не видит смысл слов самих по себе, не может соединить в слове его отдельные значения. Поэтому развитие речи в этот период может касаться только четкости произношения отдельных звуков и звуковых сочетаний.

Питание ребенка в 1 год

В год можно переводить ребенка с грудного питания на искусственные смеси или коровье молоко. Вводить с рацион следует качественные смеси и цельное коровье молоко, так как ребенок нуждается в необходимых качественных жирах для хорошо развития мозга, роста организма и развития. Переход на обезжиренное молоко или любые другие продукты с низким содержанием жиров лучше отложить на возраст старше двух лет жизни.

Переход можно начать со смешивания цельного молока и молочной смеси, так как таким способом можно улучшить вкус еды, а соответственно аппетит ребенка. Молоко можно предлагать как в бутылочке так и в кружке.

В год ребёнок может есть практически любую здоровую пищу. В рацион питания нельзя исключать, виноград, хот-доги, поп-корн любую другую пищу, которая может застревать в горле. После года жизни ребенку можно давать мёд.

Год — это лучшее время, когда следует формировать у ребенка здоровые вкусовые предпочтения. В этом возрасте ребенку следует предлагать огромное количество свежих фруктов и овощей, наряду с другими питательными продуктами.

Не пугайтесь, если ребёнок отказывается пробовать новую пищу, просто положите ее перед малышом. Со временем интерес заставит ребёнкаа попробовать, а может и полюбить новые продукты.

При приеме пищи важно чтобы ребёнок видел как родители едят здоровую пищу и продуют ранее не знакомую пищу. Это сформирует у ребёнка умный подход к еде, избавит в дальнейшем от перекусов и перекорма

В годовалом возрасте ребёнка следует ограничивать в сладком, в том числе в сладких соках. Консервированные соки, продаваемые в супермаркетах, следует предлагать малышу только в крайне редких случаях.

Врачи рекомендуют кормить детей органическими продуктами — натуральными молочными и мясными продуктами, приготовленными в домашних условиях.

Развитие ребенка в 1 год

За первый год своей жизни малыш много чему уже успел научиться. В его словарном запасе присутствуют несколько самых простых слов – «мама», «баба», «би-би», «мяу», «дай». Он знает названия частей тела, лица, любимых игрушек, может на них показать по просьбе, различает интонацию речи, может пританцовывать или раскачиваться под музыку. Радостно реагирует на появление знакомых лиц, машет ручкой при прощании, шлет воздушные поцелуи, подражает действиям взрослых.

К этому периоду возрастает его подвижность и любознательность. Он взбирается на диван, ходит по комнатам, заглядывает в потайные уголки. Передвигаться он может как на четвереньках, так и вставать на ножки. Любит «хозяйничать» на кухне: открывать дверцы шкафов, исследовать содержимое баночек и коробочек. Кухня довольно травмоопасное место, поэтому одного в ней малыша оставлять нельзя. К году ребенок пробует держать карандаш в руке, ему очень нравится рисовать. Поэтому в этот период на листке бумаги или обоях появляются первые его каракули.

Многие малыши очень любят, когда им читают книжки, показывают яркие картинки. Если ребенок не сидит на месте, можно с ним разговаривать и читать, когда он играет, например, собирает пирамидку, рассматривает кубики

Даже если он не обращает визуально на вас внимание, ваши слова он непроизвольно впитывает как губка

Период раннего детства.

    В возрасте 1 – 3 лет ребенок приобретает некоторую степень самостоятельности: он уже произносит первые слова, начинает ходить и бегать, развивает активную деятельность по исследованию предметов. Однако диапазон возможностей ребенка еще очень ограничен. Основной вид деятельности, который ему доступен на этом этапе: предметно-орудийная деятельность, главный мотив которой – научиться манипулировать предметами. Образцом при действии с предметом для ребенка служит взрослый, схема социального взаимодействия такова: «ребенок – предмет – взрослый».

    Через подражание взрослым ребенок усваивает выработанные обществом способы работы с предметами. До 2 – 2,5 лет очень важны игры, в которых взрослый на глазах у ребенка что-то делает с предметом или игрушкой и просит малыша повторить действие. В это время все лучше делать вместе: строить башню из кубиков, клеить простые аппликации, вставлять вкладыши в рамку, собирать разрезные картинки, шнуровать игрушечные ботиночки и т.д. Полезны пособия, показывающие разные стороны предметов и рассчитанные на исследование с помощью пальцев рук: например, игрушки из разных видов ткани и с различными застежками (молниями, кнопками, пуговицами, шнурками). Чтобы научиться действовать с предметом, нужно исследовать его разные свойства и стороны. Именно этим с вашей помощью и будет заниматься ребенок.

    В подобных играх малыш делает несколько немаловажных для развития своей психики открытий. Во-первых, он постигает, что у предмета есть смысл – назначение, и что у него есть определенные технические особенности, которые обуславливают порядок манипуляций с ним. Во-вторых, благодаря отделению действия от предмета, происходит  сравнение своего действия с действием взрослого. Как только ребенок увидел себя в другом, он смог увидеть себя самого – появляется субъект деятельности. Так рождается феномен «внешнее Я», «Я сам». Вспомним, «Я сам» — главная составляющая кризиса трех лет.

Именно в этом возрасте происходит формирование «Я», личности. Появляется и развивается самооценка, самоуважение, самосознание. Все это сопровождается значительным развитием речи, которое характеризуется увеличением словарного запаса, попытками построения предложений с учетом согласованности слов; началом фонематического анализа; поиском смысловых связей. К трем годам начинается освоение грамматического состава речи.

Младший дошкольный возраст (3 — 5 лет).

    Ребенок выходит из кризиса 3 лет с желанием действовать автономно и с системой самооценки.  Благодаря развитой речи и способности передвигаться он может чувствовать соразмерность со взрослыми. Но он понимает, что взрослые делают, что-то не на основе умений (как делать), а на смысловой основе (почему делать), однако, мотивационно-потребностная сфера у него пока не развита. Поэтому основной задачей ребенка в этом возрасте становится развитие этих смыслов, путем участия в человеческих отношениях. Поскольку взрослые ограждают его от этого активного участия, ребенок реализует это стремление в играх. Именно поэтому в 3 – 5 лет главное место в ежедневных занятиях малыша занимает сюжетно-ролевая игра. В них он моделирует мир взрослых и правила функционирования в этом мире. Для ребенка это не просто игровой процесс – это своеобразное отношение к действительности, в нем они создает мнимые ситуации или переносит свойства одних предметов на другие

Развитие у ребенка способности переноса свойств реальных предметов на предметы заменители (например, телевизор – коробочка из под конфет и т.п.) очень важно, оно говорит о развитии абстрактного мышления и знаково-символической функции. К концу этого периода сюжетно-ролевые игры начинают приобретать «режиссерский» характер

Ребенок уже не просто моделирует ситуацию, и сам непосредственно участвует в ней – он создает некоторый законченный сюжет, который может проигрывать по нескольку раз.

    В младшем дошкольном возрасте у ребенка также развиваются такие способности как:

  1. произвольность (возможность приостанавливать аффект для оценки ситуации и прогнозирования);  
  2. способность к обобщению переживаний (начинает появляться стойкое отношение к чему-либо,  т.е. развитие чувств); 
  3. в начале этого периода возникает наглядно-действенное мышление, а к его концу оно изменяется на наглядно-образное;
  4. в нравственном развитии осуществляется переход от принятия культурных и нравственных норм как данности к сознательному их принятию.

    Младший дошкольный возраст – благодатная пора для развития речи. Именно в период от 3 до 5 лет в развитии речи происходят значительные изменения.К4-м годам малыш начинает активно овладевать синтаксической стороной речи, в его речи возрастает количество распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

    Ребенок осваивает предлоги, сложные союзы. К 5 годам дети уже хорошо понимают прочитанный вслух текст, способны пересказать сказку или рассказ, построить рассказ по серии картин, обосновывать ответы на вопросы

В этот период важно не упустить время и регулярно проводить с малышом занятия на развитие речи: беседы по картинке, упражнения на развитие дикции, театральные игры

    К 5 годам происходят существенные сдвиги и в развитии логического мышления детей. Они осваивают прием сравнения и сопоставления сходных и различных предметов (по форме, цвету, величине), умеют обобщать признаки и выделять из них существенные, успешно группируют и классифицируют предметы. 

Бытовые навыки карапуза

Ваш малыш достаточно взрослый и уже умеет делать следующее:

  1. Научился жевать, поэтому ему спокойно можно давать хлеб или печенье.
  2. Самостоятельно держит ложку, чашку и умеет кушать и пить, не проливая или просыпая ничего мимо рта.
  3. Умеет умываться, знает, что нужно мыть руки перед едой и сам это делает.
  4. Пытается одеваться, легко даются носочки и шапочка.
  5. Сам ходит на горшок.

Рекомендуем к прочтению:

  • Режим дня ребенка в 12 месяцев;
  • Питание ребенка в 12 месяцев;
  • Какие игрушки нужны ребенку в 12 месяцев.

Вот и пролетел первый год из жизни вашего ребёнка. Он был богат новыми открытиями и большими достижениями ребёнка. Именно развитие ребёнка до года формирует его психику, здоровье и социальные навыки. Один год – это только начало долгого и нелёгкого пути. Но у вас впереди ещё столько нового и радостного. Малыш не будет прекращать вас удивлять и радовать. Здоровье вам и вашей крохе!

Игры и игрушки для детей в 1 год

Даже если у ребенка есть много игрушек – куклы, зайчики, мишки, клоуны, детская посуда, играть с ними он еще не умеет. Он воспринимает их просто как предметы. Поэтому ему нужно показать, как кормить куклу, как ее качать и баюкать, чтобы уложить спать. Его можно попросить пожалеть и погладить плюшевого котенка или зайчика, потому что ему больно, у него болит лапка. Так развивается способность к состраданию.

Чтобы развивать логическое мышление, к году можно приобрести такие игрушки, как пирамидка, кубики, шарики разных размеров и цветов. Малыш любит с ними играть, пытаясь с сосредоточенным видом нанизать колечки на штырек пирамидки или просунуть круглый шарик в квадратное отверстие. И совсем необязательно, что он с первого раза будет все делать верно. Скорее наоборот. Мягко подтолкните его в правильном направлении, объяснив, как и почему нужно действовать именно так.

Чтобы развивать у малыша мелкую моторику пальчиков, можно начать играть с ним в самые простые игры-потешки – например, «Сороку-ворону». Загибать и массировать каждый пальчик, приговаривая, что сорока должна сделать. Можно в его ручки положить кусок мягкого пластилина, и показать, как можно его помять в кулачке или отщипывать по кусочку пальчиками. Можно насыпать в коробку крупу – манку, пшено и позволить малышу поиграть. Пусть он собирает ее в кулачки или пропускает сквозь пальцы. Не стоит его ругать, если крупа просыплется на пол, ее за пару минут можно собрать пылесосом.

Сон и питание годовалого ребёнка

Суточная норма 13-часового сна приходится в основном на ночное время. Днём ребёнок теперь спит один раз, после обеда. Но не все детки с радостью укладываются в это время. Они хотят играть, веселиться. Поэтому многие родители сталкиваются с проблемой того, что карапуз вообще отказывается видеть сновидения днём. Что вам поможет его убедить:

  1. Вы можете почитать сказку крохе.
  2. Сделать массаж для расслабления его мышц.
  3. Покупать малыша с добавлением трав, обладающих успокаивающим действием.

Эти же советы вы можете использовать и перед ночным сном.

В годик ребёнку могут начать сниться кошмары. При этом возможны слёзы, крик, малыш может судорожно двигаться. Что советуют специалисты делать в такой ситуации:

  1. В первую очередь необходимо выявить, когда именно наступает такой сон, зафиксировать время.
  2. Теперь вы способны разбудить малыша за несколько минут до того, как должен присниться кошмар.
  3. Делать это необходимо не меньше недели, чтоб закрепить эффект. Чтоб ребёнка окончательно перестали мучать кошмары.
  4. Если эти действия не помогают, стоит обратиться к детскому психологу или неврологу.

В год уже можно начинать отлучать ребёнка от груди. Его рацион уже достаточно богат и разнообразен. Скорее всего, вы уже заметили, чему малыш отдаёт предпочтение.

В питание карапуза не забывайте как можно чаще добавлять продукты, богатые витаминным составом.

Старайтесь кушать  то же, что и ребёнок, чтоб он видел, что делает то же что и вы, и не начал просить, например пиццу.

Старайтесь покупать продукты, привезённые из деревни. Там будет минимум нитратов, и такое молоко будет значительно полезнее купленного на прилавке в магазине.

Не стоит давать детям сладости, в том числе и продукты с повышенным содержанием сахара, вообще старайтесь соль и сахар сводить до минимума в рационе ребёнка.

Поведение ребенка в 1 год

К году дети начинают испытывать страх в момент разлуки с родителями. Сроки и интенсивность страха могут быть различными у разных детей. Беспокойство малыша об ушедшей маме — это совершенно нормальное явление. Поэтому родители должны научить кроху спокойно переносить разлуки. В период приучения к разлукам родители могут:

• стараться не затягивать время расставаний;

• не покидать ребенка тайком, или в момент, когда ребенок чем-то занят;

• уходя прощаться и целовать ребенка в щечку;

• в момент расставания сообщать ребенку, что вы скоро вернётесь;

• часто уходить и вовремя возвращаться, чтобы у ребенка выработалось доверие.

Если пренебречь описанными правилами ребенок может испытывать сильный страх, расстраиваться и устраивать истерики.

К году дети начинают быть одержимы бросанием предметов на пол. Не волнуйтесь, ваш малыш это совершает просто так, а не для того, что вы расстраивались и нервничали. Годовалые дети очень любопытны, поэтому им просто интересно, что станет с брошенным предметом.

К году дети начинают осознавать, что они отдельная личность, которая существует независимо от мамы и папы. Борьба за независимость может проявляться отказом сидеть в коляске, автомобильном кресле, смене постельного белья.

В данной ситуации родителям следует вовремя заметить ситуацию и похвалить малыша одобрительными комплиментами, но при этом твердо усадить ребёнка на сиденье и отвлечь при помощи любимой игрушки, песни, или вкусного лакомства.

Режим дня ребенка в 1 год

Годик – это такой возраст, когда можно начать вырабатывать с ребенком домашние ритуалы и традиции, которые приучат его к режиму. Они дадут ему чувство постоянства, будут успокаивать и настраивать на определенные действия. Например, он будет нормально воспринимать, что после ночного сна нужно почистить зубки, сделать зарядку. Повторять их нужно в одно время на протяжении длительного периода. Например, в кроватке, перед сном, прочитать книжку или поцеловать на ночь.

Если малыш не любит спать днем, после пробуждения ему обязательно нужно сделать что-то приятное — покормить вкусным полдником, дать сладость, поиграть с ним, разрешить немного пошалить. Зная, что после сна его ждет что-то интересное, он быстрее будет укладываться в кроватку и засыпать.

Не стоит устанавливать режим, как в пионерском лагере и расписывать день малыша по минутам. Смотрите на его настроение, самочувствие, иногда можно отойти от запланированного графика. Режим обязательно нужно корректировать по мере взросления малыша. Вводить дополнительные моменты и убирать те, которые потеряли актуальность. Например, увеличить время прогулки, игр, уменьшить продолжительность дневного сна и т.п. Главное соблюдать последовательность – сон, бодрствование, игра, еда и сохранять промежутки между кормлениями – примерно 3-4 часа. Подчиняясь режиму дня, ребенку будет хватать времени и на отдых, и на бодрствование. Он будет меньше утомляться, и капризничать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector