Умственная отсталость (малоумие, олигофрения, слабоумие врожденное, умственная недостаточность, олигопсихия)

Диагностирование и лечение

Степени идиотии у детей и взрослых обычно совпадают. Развитие останавливается на раннем этапе взросления, поэтому значительных отличий между больными не выявляют. Диагностирование осуществляется базово, с использование рентгена, генетического исследования, физиологического исследования человека. Чаще всего диагностирование идиотии выполняется сразу после рождения. Поэтому врачи в первую очередь проверяют генетику матери и отца, чтобы исключить развитие такого отклонение и других членов семьи.

Дальнейшее лечение характеризуется преимущественно угнетением ряда проявлений болезни. Специалисты назначают постоянный контроль, прописывают витаминные комплексы для укрепление иммунитета.

Важной считается работа психолога на всех стадиях роста человека. Специалист проводит беседы с членами семьи, объясняя принципы формирования личности у человека с описываемым психическим расстройством

Также существует ряд эффективных методик по внедрению больного идиотией в общество.

Диагностика и дифференциальный диагноз

Верификация диагноза умственной отсталости с проявлениями идиотии или имбецильности не представляет особых сложностей, так как симптоматика значительного снижения интеллектуальных способностей и психического недоразвития у подобных детей выявляется относительно в ранние сроки и является бесспорной.

Для достоверного подтверждения диагноза необходимо детальное изучение индивидуальных особенностей развития ребенка (что требует прежде всего скрупулезного сбора анамнеза), необходимо уточнить о наличии психических расстройств у родственников, тяжелой степени алкоголизма или токсикоманий, нарушений психического развития.

Очень важна информация о течении беременности у матери: не было ли в этот период у нее инфекционных заболеваний, наличия влияния экзогенных вредностей, было ли полноценным питание. Не менее значима информация о протекании родового процесса (своевременность родов и своевременность отхождения околоплодных вод).

В случае предположения о возникновении олигофрении необходимо провести углубленное клиническое обследование с определением физических, неврологических, психических нарушений, особое внимание обращают на развитие интеллектуальных и речевых функций. Проводятся лабораторно-инструментальные исследования, психофизиологическое тестирование, в случаях предположения о генетически детерминированной форме олигофрении проводятся генетические исследования

Проводятся лабораторно-инструментальные исследования, психофизиологическое тестирование, в случаях предположения о генетически детерминированной форме олигофрении проводятся генетические исследования.

Умственную отсталость приходится дифференцировать с педагогической запущенностью, в отдельных случаях дифференциальную диагностику проводят с ранним проявлением шизофрении, которая в подобных эпизодах сопровождается «олигофреноподобным» дефектом.

Выраженная продолжительная астенизация ребенка вследствие тяжелого соматического заболевания может сопровождаться отставанием развития различной степени выраженности

Однако устранение соматического заболевания позволяет активизировать умственную активность, восстановить внимание, улучшить свойство памяти. Это дает возможность достоверно исключить наличие умственной отсталости

Что провоцирует / Причины Умственной отсталости:

Этиология эндогенная или экзогенная. Эндогенные олигофрении обусловлены генетическими причинами, в частности хромосомными: болезнь Шерешевского-Тернера с кариотипом ХО, полисомия по X-хромосоме (XXX), Клейнфельтера с кариотипом XXY, фрагильностью Х-хромосомы, трисомией по 21 хромосоме (болезнь Дауна), трисомией по 18 хромосоме (синдром Эдвардса), трисомией по 13 хромосоме (синдром Патау). Возможны олигофрении, обусловленные локальными дефектами хромосом, например, синдром крика кошки (-5р ) , синдром Вольфа-Киршхорна (-4р), синдром рта карпа (-18pq), синдром кошачьих глаз (+22pq). Однако олигофрении могут развиваться и при поражении отдельных генов, например, фенилкетонурия, гистидинемия, лейциноз и болезнь Хартнупа, или нескольких генов (амавротическая идиотия, гаргоилизм, болезнь Реклингаузена и другие). Обычно моногенные олигофрении связаны с нарушением обмена аминокислот, углеводов, микроэлементов, полигенные — с нарушением обмена пептидов, мукополисахаридов. Нарушения обмена приводят к прогредиентному течению дефекта при умственной отсталости, а также присоединению таких симптомов, как припадки, соматическая патология. Причиной умственной отсталости могут быть эмбриопатии с дизостозами, в частности синдром Апера, Крузона, COFS синдром, синдром Корнелии де Ланге и Рубинштейна, а также фетопатии, в частности болезнь Марфана. Эндогенные случаи умственной отсталости передаются полигенно, рецессивно, доминантно, хотя встречаются случаи, сцепленные с полом.

Экзогенными причинами являются тератогенные воздействия вирусов, психоактивных и нейротоксических веществ в период беременности, травмы в родах, болезни обмена у матери, черепно-мозговые травмы, энцефалиты в возрасте до 3-х лет. Они приводят к клинике олигофрении, сочетающейся с симптомами парезов, параплегии или гемиплегии (детский церебральный паралич), хотя часто сами по себе параличи не означают развития умственной отсталости.

Умственная отсталость, связанная с болезнями обмена веществ

Нарушения обмена

Заболевания, приводящие к умственной отсталости

Аминокислоты

Фенилкетонурия

Гистидинемия

Лейциноз

Болезнь Хартнупа

Пептиды

Амавротическая идиотия

Болезнь Гоше

Болезнь Нимана Пика

Мукополисахариды

Гаргоилизм

Синдром Гурлера

Синдром Санфилиппо

Синдром Морото-Лами

Углеводы

Галактоземия

Идиопатическая гипогликемия

Микроэлементы

Гипофосфатазия

Болезнь Менкеса

Факоматозы

Болезнь Реклингаузена

Туберозный склероз

Болезнь Луи Бар

В основе патогенеза лежит механизм дизонтогенетической задержки, который проявляется в задержке развития интеллекта, структуре эмоций и поведения. Важным звеном является вторичная депривация, связанная с тем, что пациенты с умственной отсталостью дистанцируются и изолируются. Тем не менее иногда при умственной отсталости возможны десинхронии развития, которые приводят к тому, что некоторые стороны психики декомпенсируются. В.П. Эфроимсон, М.Г. Блюмина (1978) цитируют Tredgold, Soddy (1956), описавшего Готфрида Минда, имбецила, неспособного к чтению и письму, который приобрел общеевропейскую известность как художник. Джордж Пуллен, родившийся от кузенного брака, страдавший полной немотой и глухотой, начавший ходить в 7-летнем возрасте, изобрел и изготовил человека-автомата, открывавшего и закрывавшего рот и глаза, который умел поднимать голову и руки. При вскрытии у Джорджа было симметричное недоразвитие лобных и височных долей мозга. Исключительные способности у детей с олигофренией, больных эпилепсией в сфере музыки, математики, счете приводятся Steinkopf (1973), Cain (1970), о так называемых экстрасенсорных способностях при психических расстройствах пишут супруги Walter & Mary Jo Uphoff (1977). Нами описаны случаи исключительной памяти и возможностей с точным называнием дней недели на основе «бессознательного» счета у имбецилов (В.П. Самохвалов, 1995).

Этот и подобный случай принято объяснять асинхронией развития мозга, при которой недоразвитие в одной области сопровождается гиперкомпенсацией в другой. Вероятно, замечательные способности у пациентов есть всегда, но их трудно обнаружить и трудно подыскать им подходящую нишу.

Тестирование

Для оценки уровня интеллекта детей с задержкой умственного развития обычно используются адаптированные тесты: шкала интеллекта Станфорд-Бине и тест Векслера (WISC — для детей от 6 до 16 лет, WPPSI — для детей от 2½ до 7 лет 7 месяцев). Данные тесты критикуются за ненадёжность результатов при IQ ниже 50, а также недостаточную чувствительность к индивидуальным творческим ответам и обнаружению парциальных сильных сторон интеллекта, тем не менее при сочетании с тестами для определения социальной компетенции они могут дать довольно достоверную глобальную картину умственного развития.

Органические поражения мозга выявляются гештальт-тестом Бендер (англ. Bender-Gestalt Test) и тестом на зрительную ретенцию Бентона (англ. Benton Visual Retention Test; BVRT). Гештальт-тест Бендер заключается в копировании 9 геометрических фигур с карт или диапозитивов, при этом гештальтпсихология используется для интерпретации результатов. Тест на зрительную ретенцию Бентона заключается в репродукции предъявляемых пациенту геометрических фигур. При органическом поражении мозга наблюдаются типичные ошибки.

Для оценки уровня социального приспособления используется Шкала Адаптивного Поведения Вайнленда (англ. Vineland Adaptive Behavior Scale) или Шкала Социальной Зрелости Вайнленда (англ. Vineland Social Maturity Scale). Шкала Социальной Зрелости Вайнленда рекомендуется в МКБ-10 для северо-американской иевропейской социо-культурной среды. Шкала Адаптивного Поведения использует данные интервью с родителями или опекунами, и показывает картину адаптации в следующих сферах: социализация, общение, моторика, дезадаптивное поведение и навыки повседневной жизни.

Литература

  • Бухановский А. О., Кутявин Ю. А., Литвак М. Е. Общая психопатология. Пособие для врачей. 2-е изд. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
  • Жариков Н. М., Тюльпин Ю. Г. Психиатрия. — М.: Медицина, 2000. — ISBN 5-225-04189-2.
  • Жариков Н. М., Урсова Л. Г., Хритинин Д. В. Психиатрия. — М.: Медицина, 1989.
  • Коркина М. В., Лакосина Н. Д., Личко А. Е., Сергеев И. И. Психиатрия. 2-е изд. — М.: МЕДпресс-информ, 2002.
  • Руководство по психиатрии. Под ред. Г. В. Морозова. В 2-х тт. — М.: Медицина, 1988.
  • Бойков, Д. И. Общение детей с проблемами в развитии: Коммуникативная дифференциация личности. — СПб., 2005. — 150 с.
  • Вечканова И. Г. Театрализованные игры в абилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: Учебно-методическое пособие. — СПб.: КАРО, 2006. — 144 с.
  • Изучение, обучение и воспитание детей с глубокими нарушениями интеллекта: Сборник научных трудов. Под ред. А. Р. Маллера, Г. В. Цикото. Вып. III. — М., 1978. — 100 с.
  • Тиганов, А. С., Снежневский А. В., Орловская Д. Д. и другие. Руководство по психиатрии / Под ред. А. С. Тиганова. — М.: Медицина, 1999. — Т. 2. — 783 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-225-02676-1.
  • Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство. — СПб: Речь, 2003. — 397 с. —ISBN 5-9268-0212-1.

К каким докторам следует обращаться если у Вас Умственная отсталость:

Психиатр

Вас что-то беспокоит? Вы хотите узнать более детальную информацию о Умственной отсталости, ее причинах, симптомах, методах лечения и профилактики, ходе течения болезни и соблюдении диеты после нее? Или же Вам необходим осмотр? Вы можете записаться на прием к доктору – клиника Eurolab всегда к Вашим услугам! Лучшие врачи осмотрят Вас, изучат внешние признаки и помогут определить болезнь по симптомам, проконсультируют Вас и окажут необходимую помощь и поставят диагноз. Вы также можете вызвать врача на дом. Клиника Eurolab открыта для Вас круглосуточно.

Как обратиться в клинику:
Телефон нашей клиники в Киеве: (+38 044) 206-20-00 (многоканальный). Секретарь клиники подберет Вам удобный день и час визита к врачу. Наши координаты и схема проезда указаны здесь. Посмотрите детальнее о всех услугах клиники на ее персональной странице.

Общее описание

Умственная отсталость (F70–79) — это задержка или недостаточное развитие психики, характеризующееся нарушением умственных, речевых способностей и затрудняющее существование человека в социуме.

Умственная отсталость часто может сочетаться с другими расстройствами, физическим недоразвитием. Люди с данным симптомом нередко становятся жертвами физического воздействия.

С рождения возникает отставание в умственном и физическом развитии по сравнению со сверстниками. Отмечаются трудности в освоении программы детского дошкольного учреждения, школьной программы, возможно дублирование классов в школе.

Предрасполагающие факторы: генетическая предрасположенность, родовая травма, перенесенные инфекции, интоксикации.

Симптомы умственной отсталости

Умственная отсталость в основном проявляется в нарушении интеллекта и, как следствие, в отсутствии или ухудшении функционирования в социуме. Чем легче форма умственной отсталости, тем менее нарушены когнитивные функции ребенка и тем более он самостоятелен и может адекватнее общаться с другими людьми. При глубокой умственной отсталости человек даже во взрослом возрасте может ходить в памперсах, его речь так и не разовьется и есть он сможет только при помощи других. Такие люди всегда должны находиться под постоянным присмотром специалистов и сопровождающих. Дети со всеми формами умственной отсталости, кроме пограничной, содержатся в специальных заведениях. На Западе это хостелы или интернаты, в которых за ними следят и стараются по возможности развивать их интеллект. Но у каждого такого ребенка есть свой “потолок”, выше которого когнитивные функции развить уже нельзя. Чем глубже умственная отсталость и чем позже начать развивать ребенка, тем меньше возможностей развития. Если ребенок с глубокой умственной отсталостью хотя бы не дерется и не кусается – это уже большое достижение.

В ряде случаев, ориентируясь на определенные признаки и симптомы, умственную отсталость можно спутать с аутизмом. При этом отличие больных с умственной отсталостью от страдающих РАС в том, что первые всегда общительны и идут на контакт. Однако этот контакт не соответствует общепринятым нормам. Очень часто в первую очередь умственно отсталых детей учат правилу “вытянутой руки”: никто не имеет права приближаться к ним ближе расстояния, равного вытянутой руке. Кроме, например, мамы или медсестры и врача. Такие дети настолько не чувствуют границ в общении с другими, что этим могут воспользоваться люди с плохими намерениями, и например, совершить над ними насильственные действия. Такой ребенок может подойти к совершенно незнакомому взрослому человеку, сесть к нему на колени, поцеловать его и обнять.

При легкой или пограничной степени умственной отсталости внешние физические изменения не всегда очевидны, но уже при средней и глубокой форме можно заметить дисморфизм – нарушение симметрии тела и лица. Чем глубже умственная отсталость, тем серьезнее физиологические нарушения, и тем больше такие дети и взрослые страдают различными физическим заболеваниями.

Одна из основных причин возникновения умственной отсталости – это генетические мутации. Есть предположение, что они оказывают влияние и на физиологию, и на интеллект человека. Физиологические нарушения начинают наиболее выраженно проявляться в подростковом возрасте – одна за другой у ребенка появляются болезни. У таких людей очень часто неправильно растут зубы, снижен иммунитет и часто возникают простудные заболевания. Чем старше становится человек, страдающий умственной отсталостью, тем больше он болеет. Также есть предположение, что дело не только в генетике, но и в нарушении развития плода при беременности. У будущей матери может родиться ребенок с умственной отсталостью, в особенности, если во время беременности она курила, употребляла алкоголь или наркотики.

Лечение

Лечение больных умственной отсталостью предусматривает комплекс медико-педагогических мероприятий, направленных на реабилитацию больных и адаптацию в окружающем их обществе.

Патогенетическое лечение при сформировавшейся умственной отсталости с выясненными этиологией и патогенезом заключается в диетотерапии при ферментопатиях, компенсирующей терапии гормонами при эндокринной недостаточности, специфической фармакотерапии при врожденном сифилисе и токсоплазмозе.

При возникновении умственной отсталости, спровоцированной внешними патогенными факторами, показаны лечебные мероприятия, направленные на устранение или минимализацию их влияния на организм (применение антибактериальных фармсредств, хирургическое лечение гидроцефалии, всевозможные детоксикационные методики).

С целью нормализации когнитивных функций назначаются ноотропные фармпрепараты. Гораздо более важны реабилитационные мероприятия, тренировка памяти, обучение приемам самообслуживания, расширение общеобразовательного кругозора ребенка, проведение психотерапевтических сеансов, применение специализированных обучающих методик.

Правильной постановкой воспитания и, по возможности, обучения можно добиться развития еще сохранившихся способностей.

Как классифицируют описываемый вид умственной отсталости

Характеристика дебильности включает в себя формы проявления расстройства:

— Дисфорическая — проявление апатии к обществу, отсутствие социальной адаптации, проблемы с жизнью в окружении;- Стеническая — проявление доброты, социальная активность, отсутствие агрессии;- Астеническая — частое физическое истощение, отсутствие сил, слабость тела;- Атоническая — человек теряет мотивацию, не способен совершать поступки самостоятельно без вмешательства окружающих.

От диагностированной формы дебильности зависит, насколько человек будет приобщен в общество в дальнейшем. При той или иной форме проявления рационально работать с психологами, невропатологами для снижения проявлений умственного расстройства.

Средний уровень развития у людей с дебильностью останавливается на уровне IQ 50-69. Оптимально диагностировать заболевание в 6-8 лет или ранее. Расстройство не является смертельным. По поведенческим факторам, взрослые ведут себя, словно дети 10-12 лет. Как и при других формах проявления олигофрении, полное выздоровление практически невозможно. Для снижения симптоматики и для постепенного развития мышечной системы и интеллектуальных способностей требуется проводить обучение. Психологи и невропатологи назначают специальные медикаменты, содержащие большое количество микроэлементов для развития деятельности головного мозга.

Психологи помогают таким людям обрести профессию, соответствующую их степени развития и социальной адаптации. Люди без агрессии с подобной олигофренией могут работать физически, на производстве, в сфере сельского хозяйства, в торговле. В случае проявлений агрессии требуется частично ограничить социальную активность больного и оградить его от возбудителей.

Вопросы пользователей (5)

  • Ольга
    2018-04-18 20:25:25

    Добрый день! У меня брат инвалид с детства, ДЦП, задержка умственного развития. Ходит. Иногда придумывает себе собеседников. Очень добрый, но шумный манипулятор. Мама с ним уже 26 лет неотлучно. Она…
  • камил
    2016-12-05 03:26:45

    ЗДРАВСТВУЙТЕ .У НАС ВНУК ПОСЛЕ ПЕРЕНЕСЕННОЙ НЕЙРОИФЕКЦИИ ГОДОВАЛОМ ВОЗРАСТЕ ..(СЕЙЧАС ЕМУ 3 ГОДА ) ОТСТАЕТ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ .(НЕАДЕКВАТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ..НЕ ГОВОРИТ .В ГОРШОК НЕ САДИТЬСЯ ( НЕ…
  • мария
    2016-10-27 10:56:08

    Здраствуйте у меня сын 17 лет диагноз лехкая умственая отсталость. Стало очень тежело с ним справлятся влюбился ни каго не слышит ради любви для них то угон то телефон сварует чтоб только увидеть…
  • Елена
    2015-03-03 17:19:15

    Добрый день! Подскажите,пожалуйста,у моего мужчины младший брат страдает умственным расстройством. Как мне объяснили,он в младенчестве заболел и это дало осложнение на мозг. Хотела бы…
  • ирина
    2015-02-01 20:35:36

    здравствуйте,я хотела бы узнать,если человек в 44 года задаёт детские вопросы,но при этом человек очень сильно не уверенный в себе,это болезнь или он хочет подтвердить свою неуверенность?

Виды олигофрении

Олигофрении — это широкая группа патологий, внутри которой существует подробная детализация заболеваний.

Олигофрения включает в себя четыре степени, о которых говорилось выше:

  • легкую принято называть дебильностью,
  • среднюю или умеренную — имбецильностью,
  • резко выраженную или тяжелую — умственной субнормальностью,
  • глубокую — идиотией.

Дебильность, имбецильность и идиотия имеют ряд отличительных признаков.

Дебильность (IQ = 50-70) характеризует следующие отклонения:

  • неспособность вырабатывать сложные понятия;
  • преобладание конкретных ассоциаций,
  • невозможности сложных обобщений, абстрактного мышления;
  • отсутствие инициативы в самостоятельном обучении
  • медлительность и инертность в обучении,
  • слабость самообладания,
  • неспособность подавлять свои влечения,
  • недостаточное обдумывание своих поступков, импульсивность поведения,
  • повышенная внушаемость;
    • при этом
    • дети в достаточной степени овладевают речью,
    • их поведение вполне адекватно и самостоятельно (психика в нижних границах нормы),
    • отмечается хорошая механическая память, подражательность,
    • дети более способны овладеть конкретными знаниями, чем усвоить теорию,
    • со временем больные начинают неплохо ориентироваться в несложных бытовых ситуациях и способны вести самостоятельную жизнь,
    • удается достичь полной независимости в уходе за собой.

Имбецильность (IQ = 20-50) означает, что личность отличается умеренной умственной отсталостью:

  • способность произносить короткие фразы,
  • способность понимать несложную по смыслу речь,
  • словарный запас — 150-300 слов,
  • усвоенными элементарными знаниями в силу достаточно развитой механической памяти могут пользоваться как штампами,
  • способность испытывать привязанности,
  • развитость чувства стыда и злопамятности, стесняются своих недостатков,
  • реакция на похвалу и порицание,
  • их реакции на происходящее вполне разнообразны и вариабельны;
  • усваивают навыки опрятности, самостоятельно едят, способны себя обслуживать,
  • неплохо ориентируются в обычной житейской обстановке;
    • при этом
    • лица не обучаемы и нетрудоспособны,
    • отмечаются крайняя несамостоятельность и плохая переключаемость,
    • им доступны элементарные акты самообслуживания,
    • их речь неграмматична и косноязычна, способны произносить несложные фразы;
    • развитие статических и локомоторных функций с большой задержкой,
    • эмоции отличаются скудностью и однообразием,
    • все психические процессы тугоподвижны и инертны,
    • обладают повышенной внушаемостью и склонностью к слепому подражанию,
    • на перемену обстановки реагируют негативно, нуждаются в постоянном надзоре и опеке.

Самая тяжелая, крайняя степень олигофрении это идиотия (IQ<20) характеризуется такими чертами:

  • полная неразвитость речи (словарный запас до 50 слов), ограничивается звуками, отдельными словами,
  • полная неразвитость мышления у больного, нет понимания обращенной к ним речи,
  • неспособность овладеть статическими и локомоторными навыками либо их запоздалое приобретение,
  • отсутствие элементарных навыков самообслуживания, невозможность их привить,
  • предоставленные самим себе, остаются неподвижными или впадают в непрерывное бессмысленное возбуждение с однообразными движениями, автоматическим раскачиванием, стереотипным размахиванием руками, хлопаньем в ладоши и т. п.,
  • какая-либо продуктивная деятельность отсутствует,
  • прогресс в интеллектуальном отношении невозможен,
  • больные нуждаются в постоянном уходе и надзоре (обычно в условиях специального медицинского учреждения),
  • нередко больные не могут жевать и проглатывают пищу непрожеванной, могут питаться только жидкой пищей,
  • часто больные поедают нечистоты, жуют и сосут все, что попадается под руку, упорно мастурбируют,
  • отсутствие реакции либо ее неадекватность на обычные раздражители,
  • эмоции элементарны и связаны только с удовольствием или неудовольствием, что выражается самым примитивным образом в виде возбуждения или крика,
  • легко возникает злость, проявляющаяся в слепой ярости и агрессивных тенденциях, нередко направленных на себя (кусают, царапают себя, наносят удары),
  • имеют место грубые дефекты физического развития.
  • применяется лишь симптоматическое лечение.

Online-консультации врачей

Консультация анестезиолога
Консультация дерматолога
Консультация хирурга
Консультация специалиста по лечению за рубежом
Консультация педиатра
Консультация гастроэнтеролога
Консультация специалиста в области лечения стволовыми клетками
Консультация уролога
Консультация диетолога-нутрициониста
Консультация иммунолога
Консультация диагноста (лабораторная, радиологическая, клиническая диагностика)
Консультация психолога
Консультация гастроэнтеролога детского
Консультация детского невролога
Консультация массажиста

Новости медицины

Устройство и принцип работы магнитной мешалки,
26.05.2021

Быстрая доставка лекарств на сервисе mednex.com.ua,
30.04.2021

6 простых привычек, чтобы круглый год не болеть простудами: рекомендуют все врачи,
17.03.2021

Морепродукты становятся вредными для здоровья?,
05.01.2021

Новости здравоохранения

Эксперт назвала три отличия простуды от COVID-19,
05.01.2021

В мире более 86 миллионов случаев COVID-19,
05.01.2021

Скорость распространения COVID-19 зависит от климатических условий,
11.06.2020

Исследователи насчитали шесть разновидностей коронавируса,
11.06.2020

Причины развития дебильности

Выделяют две основные категории причин, способствующих развитию описываемой олигофрении:

1.) Наследственный фактор (мутации, нарушение хромосом, влияние генов).2.) Экзогенный фактор (негативное окружающее воздействие во время беременности, развития плода или сразу после родов).

Под внешними окружающими факторами подразумевают различные травмы, влияние химических веществ, радиации на организм матери. Подобную форму олигофрении могут вызвать осложнения заболеваний, как грипп, краснуха, гепатит, различного рода инфекции. Если со стороны ген все в порядке, предотвратить развитие дебильности можно только нейтрализацией негативных факторов. К сожалению, симптомы дебильности при развитии данного отклонения могут проявляться всю жизнь.

Чаще всего к развитию кретинизма и дебильности приводят тяжелые инфекционные заболевания матери во время родов. Сам ребенок может переболеть сложной болезнью и обрести слабоумие только в первые месяцы жизни. Специалисты выделяют, что легкие степени дебильности проявляются и у людей низшего социального класса (бедные, при отсутствии медицинского обслуживания).

Причины олигофрении

Сейчас обнаружено более 300 патологий, которые провоцируют развитие олигофрении. Ученые доказали, что увеличение Х-хромосом тоже ведет к утяжелению слабоумия. Больше 80 процентов наследственных болезней возникают из-за сбоя обменных процессов. Слабоумными рождаются дети и вследствие кровно-родственных связей или браков. Причины олигофрении врожденные и приобретенные могут быть обусловлены многими факторами:

️ радиационное воздействие;

️ алкоголизм родителей (и даже одного из них, особенно – матери);

️ отравление беременной химикатами, тяжелыми металлами и т. д.;

️ поздний токсикоз;

️ заболевания печени, почек, сердца (в т. ч. и недостаточность);

️ гормональные сбои;

️ вирусные патологии (краснуха, герпес и т. д.);

️ плохое кровообращение в плаценте;

️ действие на организм некоторых видов медицинских препаратов;

️ хромосомные или генные аномалии (болезни Ангельмана, Дауна и т. д.);

️ наследственная предрасположенность;

️ перенесенная беременной инфекция (например, цитомегаловирус, сифилис, токсоплазмоз и др.);

️ конфликт резус-фактора;

️ любые ферментативные нарушения;

️ наркотики, которые употребляла беременная;

️ рентген-облучение;

️ плохие схватки или стремительные роды;

️ дефицит йода, который очень важен при формировании НС плода;

️ некоторые акушерские приемы (например, выдавливание плода);

️ применение вакуум экстрактора при родах;

️ сложные роды с черепно-мозговыми травмами и асфиксией.

Существует ряд хорошо изученных болезней, которые сопровождаются слабоумием:

1. Микроцефалия. При этом уменьшаются размеры черепной коробки и мозга.

2. Токсоплазмоз. Вызывается паразитами. В итоге инфекция проникает в плод и провоцирует различные пороки развития (в т. ч. головного мозга).

3. Синдром Дауна. Она характеризуется появлением 21-й хромосомы. Болезнь сопровождается изменением в физ-развитии, задержкой умственного, пороками сердца.

4. Гидроцефалия. В желудочках мозга головы накапливается чрезмерное количество ликвора, отток которого сильно затруднен.

5. Фенилкетонурия. При ней нарушается метаболизм фенилаланина. В результате увеличивается количество токсинов. Если лечение назначено в начале заболевания, то развитие слабоумия можно предупредить.

Другие причины возникновения олигофрении – детские инфекции, недостаток общения. Такой фактор обычно присущ неблагополучным семьям, так как появление патологии провоцируется не только отклонениями на физическом уровне, но и нарушениями ЦНС, соц-факторами (например, когда ребенок с детства не получает интеллектуального развития).

Примерно половина случаев появления имбецильности и идиотии – это следствие сбоев на генетическом уровне. Например, при болезнях Вильямса, Дауна, Ангельмана или Прадера-Вилли, Ретта. К поражению плода ведет иммунологический конфликт между формирующимся ребенком и его матерью.

Лечение умственной отсталости

  • Медико-генетическое консультирование при планировании беременности.
  • Занятия с педагогами в коррекционных классах.
  • Инструктирование родственников.
  • Медикаментозная коррекция.

Лечение назначается только после подтверждения диагноза врачом-специалистом.

Основные лекарственные препараты

Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.

  • Депакин (противосудорожный препарат). Режим дозирования: внутрь, в начальной дозе 600 мг/сут. на 2-3 приема.
  • Карбамазепин (психотропное средство). Режим дозирования: внутрь, в начальной дозе 400–1600 мг/сут. на 2–3 приема.
  • Метилфенидат (психостимулирующее средство). Режим дозирования: внутрь, в первой половине дня, по 0,01-0,015 г на прием. Суточная доза 0,01 0,03 г. Курс лечения от 2-4 нед. до 3-4 мес.
  • Рисполепт (нейролептическое средство). Режим дозирования: внутрь, в начальной дозе 0,5 мг 1 раз в сутки.
  • Флуоксетин (антидепрессивное средство). Режим дозирования: внутрь, независимо от приема пищи, в начальной дозе 20 мг/сут. на один прием в первой половине дня.

Особенности речевого развития детей с умственной отсталостью

Развитие речи детей с умственной отсталостью сильно отличается от речевого развития детей без данного диагноза. Речевая задержка у детей с данным диагнозом начинается еще в младенчестве, фактически, с лепета и первых «лепетных» слов. У немалой части детей с умственной отсталостью речь появляется в 3-4 года и позже. Соответственно, у ребенка с умственной отсталостью существует серьезное системное недоразвитие всех речевых компонентов.

Надо понимать, что есть несколько видов умственной отсталости, отличающихся друг от друга как тяжестью, так и наличием ведущего дефекта: соответственно, нарушения речи детей с умственной отсталостью будут существенно отличаться. Речь детей с легкой умственной отсталостью может мало отличаться от речевых нарушений детей без диагноза умственной отсталости, тогда как речь детей с умеренной умственной отсталостью, а так же тяжелой и глубокой формой, составляет существенную проблему.

Тем ни менее, можно выделить следующие особенности речи детей с умственной отсталостью:

  1. нарушения речи имеют системный характер, они существуют во всех компонентах речи (звуковом, слоговом, фонематическом, лексико-грамматическом, темпо-ритмическом), кроме того существуют проблемы с письмом и чтением;
  2. дети имеют нарушения звуковой и слоговой структуры речи; при легких формах, это может быть, например, отсутствие, искажение или смешивание нескольких звуков, при тяжелых – существенно нарушенная артикуляция с невозможностью понять сказанное ребенком окружающими;
  3. дети, владеющие фразовой речью, как правило, имеют небогатый словарь, тяжело осваивают грамматический строй речи, так же имеют большие проблемы со связной речью;
  4. пассивный лексический запас превышает активный, хотя и он невелик; нарушена смысловая сторона речи и, так называемое, «языковое чутье»; При самых тяжелых формах умственной отсталости словарный запас ограничен одним-двумя десятками слов;
  5. часто нарушен фонематический слух; овладение звуковым анализом и синтезом вызывают существенные трудности и, соответственно, овладение грамотой; при глубокой форме умственной отсталости больной не в состоянии понимать обращенную речь совсем;
  6. за счет нарушения абстрактного мышления, регуляторного компонента речи, саморегуляции, сниженного внимания и т.д. при тяжелых формах умственной отсталости речь настолько слабо развита, что не может выполнять коммуникативную функцию.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector